Стекло в архитектуре стали применять очень давно. Найдены остатки глазуро-ванных керамических плиток, относящихся ко временам первой династия фараонов в Древнем Египте (примерно около 3000 лет до н.э.). Известен так называемый египетский фаянс, который является, по существу, стеклообразной массой. Помимо бус, амулетов, из него изготовляли небольшие пластинки для инкрустаций, облицовочные плитки. Цвет плиток был разнообразным, но они были непрозрачными.
Предполагают, что первыми стали применять стекло в мозаике греки. Они же начали изготовление стеклянных смальт. В эпоху эллинизма большой славой пользовался пергамский художник Соз, который выполнил много мозаичных работ. Использование дешевого стекла в мозаике открыло новые возможности и способствовало ее большому распространению и развитию при декорировании общественных зданий и богатых домов горожан.
Особенно пышно стали украшать интерьер стеклом во времена Римской империи. Из повествований Плиния известно, что стеклянными пластинками декорировались стены, колонны, потолки и полы. Мозаичное искусство достигает своего наивысшего расцвета в период Византийской империи.
Собор святой Софии в Киеве (XI в.), подобно Константинопольскому, не имел себе равных по драгоценности и изяществу украшений. Особое внимание было уделено декорированию храма смальтовой мазаикой, хорошо сохранившейся до наших дней. На Киевской Руси в таких городах, как Новгород, Переславль, Полоцк, Чернигов, храмы украшались мозаикой. Археологи обнаружили несколько стекольных мастерских в Киеве с явными признаками изготовления смальты, притом в большом количестве и богатой по расцветке.
Помимо глухого цветного стекла, широко применявшегося в архитектуре, научились изготовлять листовое прозрачное бесцветное и цветное стекло для заполнения оконных проемов и изготовления витражей. Следует упомянуть и о зеркалах и люстрах, являющихся неотъемлемой частью украшения интерьера. Первое зеркало из стекла (до этого пользовались металлическими дисками) было изготовлено венецианцами в XV в.; оно было небольшое по величине, но стоило очень дорого. В начале XVII в. с развитием производства листового стекла выполнение туалетных зеркал становится массовым. Уже тогда в Мурано была создана специальная зеркальная корпорация. В конце XVII-начале XVIII в. большим успехом пользовались венецианские люстры. Они были выполнены из безукоризненно прозрачного и чистого стекла, представляющего различные декоративные элементы в виде розеток, рожков, гроздей плодов, цветов и листьев, составляющих гирлянды. Металлические части искусно скрывались шлифованным стеклом.
В конце XVIII начале XIX в. первенство в изготовлении люстр, бра, торшеров, жирандолей из стекла и хрусталя принадлежало французской фирме «Баккара». С ней успешно конкурировал, а в отдельных случаях превосходил ее императорский Петербургский стекольный завод.
В развитии русского стеклоделия и производства декоративных и архитектурных изделий большую роль сыграл М. В. Ломоносов. Он впервые поставил изготовление стекла на научную основу, добился больших успехов в окраске стекломассы. Вместе со своими учениками Ломоносов создал из смальты целую серию мозаичных картин: «Полтавская баталия», портреты «Апостол Петр», «Елизавета Петровна», «Александр Невский» и др. Собственноручно Ломоносовым было набрано три мозаики. Из них особенно интересен портрет Петра I, являющийся монументальным произведением и отличающийся смелостью чисто декоративных приемов мозаичного набора. «Спас нерукотворный» имеет много общего с портретом Петра I в своем колоритном решении, в наборе кусочков смальты, положенной с необыкновенным чувством формы. Из бисера и стекляруса, выпускаемого Усть-Рудицкой фабрикой им. М. В. Ломоносова, были созданы руками крепостных великолепные панно - микромозаики.
Выдающиеся архитекторы применяли стекло для украшения интерьера. Ч. Камерон отделал стеклом спальню Екатерины II. И. Е. Старов использовал стекло и убранстве Зимнего дворца, К. И. Росси делал рисунки для изделий стеклянного завода. Известен стеклянный столик с кувшином архитектора А. Н. Воронихина.
В середине XIX в. впервые в истории в Лондоне был воздвигнут «Хрустальный дворец»-пример «архитектуры железа и стекла». Достижениями нашего века являются здание ООН в Америке и павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе, выполненные из листового прозрачного стекла.
В советское время технология варки мозаичных смальт была возрождена на кафедре стекла Ленинградского технологического института. Рецептуру производства мозаичных смальт всех цветов и оттенков, включая золочение и серебрение смальты с бесцветной и цветной кантарелью, можно было считать окончательно разработанной.
Технология получения строительного и технического стекла подробно освещена в специальной литературе. В настоящем издании рассматриваются те виды такого стекла, которые могут быть применены как декоративные отделочные материалы при оборудовании интерьеров и, кроме того, в качестве элементов самостоятельных художественных произведений в архитектуре - витражей. В следущей статье рассмотрим возможности художественного листового цветного и декоративного стекла, листового бесцветного стекла с декоративными покрытиями, конструктивно - декоративных строительных деталей из стекла и стеклянных облицовочных плиток.