Люстровые краски («люстры») представляют собой растворы смолянокислых солей тяжелых металлов в органических растворителях. После нанесения их на стекло и обжига образуется тончайшая цветная пленка оксидов указанных металлов. Она отливает металлическим блеском в отраженном свете. Иногда полученная таким образом пленка при рассмотрении на просвет не имеет никакого оттенка. Она получается при обжиге бесцветного люстра. Радужный перелив отблесков в отраженном свете объясняется интерференцией света на тонкой пленке бесцветного покрытия. Цвет пленки и оттенок металлического отблеска зависят от металла, на основе которого приготовлен люстр.
Июнь, 2008
Иризацией (от греч. «ирис»-радуга) называется способ окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла тонкую радужную пленку, состоящую из оксидов этих металлов. Стекло должно быть нагрето до размягчения (t = 700°С), реже осуществляют низкотемпературную иризацию (t= 220°С). Чаще всего применяют легко возгоняющиеся соли олова, висмута, титана, бария, стронция и др. Эти соли превращаются в пар без плавления. На поверхности стекла происходит сублимация этих солей, т. е. осаждение твердого вещества из пара. При этом соли, как правило, разлагаются с образованием тонкой пленки оксида соответствующего металла, которая прочно сцепляется со стеклом. Обычно в проходящем свете пленка выглядит бесцветной, зато в отраженном она переливается всеми цветами радуги. Если окуривать парами солей остывшие изделия, то стекло покрывается тусклым белым налетом, снижающим прозрачность и не дающим радужной игры.
При обжиге красок для стекла необходимо соблюдать следующие условия:
- стекло не должны нагреваться слишком быстро, иначе оно может растрескаться
- в печи необходим небольшой избыток кислорода
- температуру устанавливают такую, чтобы обеспечить растекание красок, но избежать деформации стекла
- стремиться к тому, чтобы все краски обжигались при одной температуре
Способом живописи на плоском стекле выполняют детали фигур на витражах: лица, руки, складки одежды и т. п. Кроме того, живописью декорируют посуду и другие объемное стекло.
К простейшим видам живописи на изделиях относят различные полоски («отводки»), штриховку и выполнение несложных геометрических элементов, сплошное покрытие больших поверхностей и т.п.
В течение последних лет разработаны составы светочувствительных стекол, содержащих небольшие добавки золота и серебра в количестве от нескольких тысячных до нескольких сотых процента. Такие стекла чувствительны к действию коротковолновых невидимых излучений: ультрафиолетового и рентгеновского. Разумеется, в таком стекле не должно быть компонентов, поглощающих эти излучения.
Силикатные краски представляют собой тонкомолотые легкоплавкие цветные глазури. Температура растекания их при обжиге на стекле составляет около 500°С, что соответствует температуре начала размягчения самого окрашиваемого стекла. При обжиге предмета, расписанного силикатными красками, последние приплавляются к поверхности стекла. Силикатные краски после обжига на стекле могут образовать прозрачные или непрозрачные цветные покрытия. Поэтому различают прозрачные и непрозрачные силикатные краски. Последние правильнее называть эмалями. Полупрозрачные краски занимают промежуточное положение. Краски для стекла состоят из флюса и красителя. Прозрачную краску получают сплавлением материалов, образующих флюс, с красителем. Иногда бесцветный флюс плавят отдельно, а потом размалывают совместно с каким-либо пигментом. Так получают эмали.
Стекло, находящееся в холодном стоянии, можно украшать при помощи различных покрытий. Одним из древних приемов является роспись по стеклу. Известно, что еще в Древнем Египте (г. Александрия) изделия из стекла расписывались безобжиговыми масляные красками. Египтяне же научились применять эмалевые краски, а затем этот вид декорирования распространился в Сирии и Италии.
Процесс серебрения заключается в том, что на стекло покрывают тонким слоем металлического серебра, отражающим свет. Серебрение применяют для получения зеркал, а также при изготовлении елочных игрушек, декоративных стеклянных изделий и некоторых видов отделочного стекла для строительства.
Отражающую пленку серебра наносят на стекло главным образом химическим способом. Сущность процесса химического серебрения основана на реакции восстановления металлического серебра из серебрильного раствора.
Химическая полировка применяется главным образом для полировки элементов резьбы на стекле. При этом шероховатая поверхность стекла на дистированных, подвергнутых механической шлифовке линиях резьбы становится гладкой. Основным полирующим веществом при химической полировке является плавиковая кислота, иногда полировку осуществляют смесью плавиковой и серной кислот, так как опыт показал, что химическая полировка одной лишь плавиковой кислотой протекает слишком неравномерно.
По зтому способу протравливают полутоновые рисунки на двуслойном накладном стекле. На различных участках поверхности стекла цветной слой протравливают на различную глубину, добиваясь необходимой интенсивности цвета на каждом участке. Иногда эту работу выполняют на многослойном цветном стекле. В процессе работы отдельные участи протравливают до основного обычно бесцветного слоя стекла. Остальные участки, на которых хотят сохранить цвет, покрывают защитным слоем битумного лака. Протравливание осуществляют плавиковой кислотой. Лак смывают и проверяют четкость контуров оставшихся нетронутыми участков стекла. Затем покрывают защитным слоем лака те места, которые должны сохранять исходную интенсивность окраски.