Способом живописи на плоском стекле выполняют детали фигур на витражах: лица, руки, складки одежды и т. п. Кроме того, живописью декорируют посуду и другие объемное стекло.
К простейшим видам живописи на изделиях относят различные полоски («отводки»), штриховку и выполнение несложных геометрических элементов, сплошное покрытие больших поверхностей и т.п.
Для ровного покрытия стекла краской ее наносят широкой кистью, а затем выравнивают шерстяным тампоном, завернутым в марлю. Наиболее сложные рисунки на стекло выполняют кистями вручную. Рисунок предварительно намечают на стекло кистью или пером или же припорашиванием углем через наколотую по контору кальку. Иногда стекло разрисовывают без разметки. В некоторых случаях шаблон или копию рисунка вкладывают внутрь расписываемого изделия. Так познают, если изделие имеет цилиндрическую или слегка каплевидную форму. При этом стекло должно быть бесцветным или слабоокрашенным.
Расписываемое стекло должно быть сухим и очищенным от жировых пятен. Не рекомендуется исправлять уже положенные мазки. В крайнем случае нужно подождать, пока они подсохнут. В хорошо исполненном рисунке на стекле каждый элемент должен быть выполнен одним ударом кисти. Тонкие штриховые рисунки можно выполнять стальным пером, которое нужно вести довольно медленно, чтобы краска успевала стекать.
Краску на большой поверхности лучше всего выравнивать тампоном. Им можно наложить краску с постепенным уменьшением толщины слоя, а также затушевать переход краски одного цвета в другой. Для выполнения живописи на стекле кисть держат как авторучку, касаясь мизинцем свободной поверхности стекла. На кисть краску набирают с палитры. Для каждого элемента рисунка и для каждой краски следует брать отдельную кисть. Сложные рисунки выполняют в определенной последовательности: сначала расписывают большие поверхности, затем мелкие детали-штрихи, точки и т.п. Мелкие повторяющиеся элементы можно наносить печатками. Кисти для живописи должны быть совершенно чистыми. Поверхность стекла следует тщательно очистить от следов жира, пыли и влаги. При слишком густом наложении краски в процессе обжига неизбежно произойдет отслаивание краски от стекла.
Прозрачные краски подчеркивают прозрачность самого стекла. Они легкоплавки, и в них после растекания совершенно не остается нерастворившихся частиц. При их нанесении требуется соблюдать равномерность, но случайные затеки можно использовать как декоративный эффект, так как неровности наложения дают переходы оттенка. Прозрачные краски могут растворять покрытия, выполненные на стекле другими способами, например диффузионным, пленки золота, люстров, ирригирующие пленки и т.п.
Стекло можно расписывать восковыми карандашами, состав которых тот же, что и состав карандашей стеклографов; разница в том, что в состав восковых карандашей входят обжиговые краски для стекла. Флюс добавляется в минимально необходимом количестве. Рисунку свойственна характерная выразительность штриха. Роспись карандашами может быть эффектна, если поверхность стекла предварительно заматирована обжигом нанесенного флюса со специальной добавкой, либо пескоструйным способом, либо матированием солями плавиковой кислоты.
Так называемые льдистые краски чаще всего представляют собой легкоплавкие флюсы обычного состава. Эти краски применяют в виде зерен размером 0,1…0,5 мм. После нанесения на стекло их обжигают при температуре около 550°С. При обжиге отдельные зерна не растекаются - они лишь приплавляются к поверхности стекла, их острые грани заплавляются и закругляются. Крупинки льдистого флюса наносят на липкую поверхность стекла, покрытую, например, олифой. Липкое покрытие должно полностью сгорать. Для уменьшения текучести можно применять густые масла.
Крупитчатые флюсы могут быть цветными. Липкий слой можно наносить по трафарету. Интересный эффект получается, если сначала наносить грубый льдистый флюс, а поверх него белее тонкие цветные крошки, которые попадают в промежутки между зернами бесцветного флюса. К поверхности стекла можно также приплавлять крошку легкоплавких стекла с показателем преломления большим чем у стекла. Подкладкой может быть флюс или легкоплавкая прозрачная краска.
Рельеф обеспечивается большим поверхностным натяжением высоких эмалей, которые корпусно накладываются на поверхность стекла и при обжиге не растекаются.
По сравнению с обычными красками высокая эмаль более тугоплавка. Рекомендуется сначала наносить на стекло подкладку из более легкоплавкой краски, ТКЛР которой промежуточен между ТКЛР стекла и высокой эмали. Обжигается подкладка одновременно с высокой эмалью.
Иногда стекло просто расписывают молотым бесцветным флюсом, разведенным на скипидаре; получается легкий матовый рисунок. Часто для усиления этого эффекта к флюсу добавляют тонкоизмельченный белый порошок какого-либо огнеупорного материала.