Июнь 18

Способом живописи на плоском стекле выполняют детали фи­гур на витражах: лица, руки, складки одежды и т. п. Кроме того, живописью де­корируют посуду и другие объемное стекло.
К простейшим видам живописи на изделиях относят различные полоски («от­водки»), штриховку и выполнение несложных геометрических элементов, сплошное покрытие больших поверхно­стей и т.п.

Для ровного покрытия стекла краской ее наносят широкой кистью, а затем выравнивают шерстяным тампоном, завернутым в марлю. Наиболее сложные рисунки на стекло выполняют кистями вручную. Рисунок предварительно намечают на стекло кистью или пером или же припорашиванием углем через наколотую по контору кальку. Иногда стекло разрисовывают без разметки. В некоторых случаях шаблон или копию рисунка вкладывают внутрь расписываемого изделия. Так познают, если изделие имеет цилиндрическую или слегка каплевидную форму. При этом стекло должно быть бесцветным или слабоокрашенным.

Расписываемое стекло должно быть сухим и очищенным от жировых пятен. Не рекомендуется исправлять уже поло­женные мазки. В крайнем случае нужно подождать, пока они подсохнут. В хорошо исполненном рисунке на стекле каждый элемент должен быть выполнен одним ударом кисти. Тонкие штриховые рисунки можно выполнять стальным пером, которое нужно вести довольно медленно, чтобы краска успевала стекать.
Краску на большой поверхности лучше всего выравнивать тампоном. Им можно наложить краску с постепенным уменьшением толщины слоя, а также затушевать переход краски одного цвета в другой. Для выполнения живописи на стекле кисть держат как авторучку, касаясь мизинцем свободной поверхности стекла. На кисть краску набирают с палитры. Для каждого элемента рисунка и для каждой краски следует брать отдельную кисть. Сложные рисунки выполняют в опреде­ленной последовательности: сначала рас­писывают большие поверхности, затем мелкие детали-штрихи, точки и т.п. Мел­кие повторяющиеся элементы можно на­носить печатками. Кисти для живописи должны быть совершенно чистыми. По­верхность стекла следует тщательно очи­стить от следов жира, пыли и влаги. При слишком густом наложении краски в процессе обжига неизбежно произойдет отслаивание краски от стекла.

Прозрачные краски подчеркивают про­зрачность самого стекла. Они легкоплавки, и в них после растекания совершенно не остается нерастворившихся частиц. При их нанесении требуется соблюдать равномерность, но случайные затеки можно исполь­зовать как декоративный эффект, так как неровности наложения дают переходы от­тенка. Прозрачные краски могут раство­рять покрытия, выполненные на стекле другими способами, например диффу­зионным, пленки золота, люстров, ирриги­рующие пленки и т.п.
Стекло можно расписывать восковыми каран­дашами, состав которых тот же, что и со­став карандашей стеклографов; разница в том, что в состав восковых карандашей входят обжиговые краски для стекла. Флюс добавляется в минимально необхо­димом количестве. Рисунку свойственна характерная выразительность штриха. Роспись карандашами может быть эф­фектна, если поверхность стекла предвари­тельно заматирована обжигом нанесенного флюса со специальной добавкой, либо пескоструйным способом, либо матированием солями плавиковой кислоты.
Так называемые льдистые краски чаще всего представляют собой легкоплавкие флюсы обычного состава. Эти краски при­меняют в виде зерен размером 0,1…0,5 мм. После нанесения на стекло их обжигают при температуре около 550°С. При обжиге отдельные зерна не растекаются - они лишь приплавляются к поверхности стекла, их острые грани заплавляются и закругляются. Крупинки льдистого флюса наносят на липкую поверхность стекла, покрытую, например, олифой. Липкое покрытие должно полностью сгорать. Для уменьшения текучести можно применять густые масла.

Крупитчатые флюсы могут быть цвет­ными. Липкий слой можно наносить по трафарету. Интересный эффект получает­ся, если сначала наносить грубый льдистый флюс, а поверх него белее тонкие цветные крошки, которые попадают в промежутки между зернами бесцветного флюса. К поверхности стекла можно также приплавлять крошку легкоплавких стекла с показателем преломления большим чем у стекла. Подкладкой может быть флюс или легкоплавкая прозрачная краска.
Рельеф обеспечивается большим поверхностным натяжением высоких эмалей, которые корпусно накладываются на поверхность стекла и при обжиге не растекаются.
По сравнению с обычными красками высокая эмаль более тугоплавка. Рекомен­дуется сначала наносить на стекло под­кладку из более легкоплавкой краски, ТКЛР которой промежуточен между ТКЛР стекла и высокой эмали. Обжигает­ся подкладка одновременно с высокой эмалью.
Иногда стекло просто расписывают молотым бесцветным флюсом, разве­денным на скипидаре; получается легкий матовый рисунок. Часто для усиления это­го эффекта к флюсу добавляют тонкоизмельченный белый порошок какого-либо огнеупорного материала.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта