Художественное стекло включает в себя витражи, смальтовые мозаики, сосуды художественные, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство стекла было особенно развито в Египта (эпоха Птолемеев, 4 — 1 вв. до н. э.), Сирии, Финикин, Китае. Как правило, в искусстве древнего мира изделия из стекла (небольшие вазочка, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путём навивания стекломассы на палочку. Такое стекло обычно было непрозрачным, а по цвету — зелёным, голубым, бирюзовым.
Изобретение способа свободного выдувания стекла с помощью трубки, а также повышение температуры его варки дали эллинистическим и древним римским мастерам возможность получать тонкостенные (иногда двухслойные) более прозрачные и однородные по массе изделия относительно крупных размеров.
С 6 в. центры художеств, стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средние века Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественного стекла, было изготовление витражей. В 12—14 вв. среди стран мусульманского Востока производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сарая.
в 15—16 вв. ведущее значение в декоративно-прикладном искусстве Европы приобрело венецианское стекло. С изобретением в 17 в. более твёрдого кальциевого стекла и развитием техники гравировки центр художеств, стеклоделия переместился в Чехию.
С 1770-х гг. (первоначально в Англии) стало широко применяться стекло, полученное на основе окиси свинца (хрусталь), главным способом обработки которого явилось алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет.
Начиная с 18 в. интенсивно развивается в производство искусственных драгоценных камней. На рубеже 19—20 вв. к художественному стеклу обращаются специалисты во декоративно-прикладному искусству (Э. Галле. О. Двум, Э. Руссо во Франции, Й. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в Сша). В их изделиях, нередко отличающихся стремлением к ассоциативному сопоставлению художественных и природных, преимущественно растительных форм, преобладали черты стиля "модерн". Для современного художественного стекла характерно необычайное разнообразие техник в стилевых тенденций; увлечение изысканными, подчёркнуто фантастическими конфигурациями в усложненно-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, выделяющим в качестве важнейших элементов образа простоту форм и прозрачность неукрашенного стекла.
В Древней Руси стеклоделие получило значительное развитие уже в домонгольский период (выделка украшений, сосудов, смальты для мозаик). Прерванное татаро-монгольским нашествием, производство художественного стекла возродилось в 17 в., когда в 1635 был основан первый в России стекольный завод. Огромный вклад в производство цветного стекла (гл. обр. для мозаик, бижутерии и архитектурной облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудницкую фабрику. Важнейшую роль в развитии русского стеклоделия сыграл Императорский хрустальный и стекольный завод в Петербурге (завоженный Петром 1 в начале 18 в. под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург). В 18 в. были основаны также Гусевской хрустальный завод. Для русского искусства 18 в. было характерно гутное стекло изготовлявшееся путем свободного выдувания и лепки на небольших купеческих заводах (изделия из такого стекла, часто тёмные по тону, расписывались эмалевыми красками). Непрозрачное светлое стекло декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Императорским заводом и наиболее крупными частными предприятиями. На этих же заводах с середины 18 в. производилось много изделий из молочного стекла.
По проектам крупнейших зодчих (А. Н. Воронихина. Ч. Камерона. М. Ф. Казакова. Н. А. Львова, К. И. Росси. Т. де Томона) на Императорском заводе выполнялись (в стиле классицизма) детали осветительные арматуры, мебели и архитектурные декора. С конца 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в начале 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке. К середине 19 в. в русском художественном стекле возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, вазы, детали архит. декора). В конце 19 в. развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву, неметаллу), распространяются влияния стиля "модерн".
В СССР интенсивное пронзводство художественного стекла начинается с конца 1930-х гг. Ведущую роль в развитии современных художеств, стеклоделия сыграла скульптор В. И. Мухина (см. Ленинградский завод художественного стекла). В 50—60-е гг. художеств, лаборатории появились почти на всех крупных советских заводах сортовой посуды. Среди видных мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших на заводах СССР в 60—70-е гг.,— Г. А. Антонова, А. А. Аствацатурьян. А. Г. Балабин, С. М. Бескинская, М.-Т. В. Грабарь, О. И. Гущин, Ю. В. Жульев, А. Д. Зельдич, Л. М. Митяева, В. С. Муратов, В. С. Мурахвер, М. А. Павловский, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов, В. А. Филатов. В. Я. Шевченко, Л. О. Юргев, Е. В. Яновская. В советском художественном стекле выделяется несколько направлений:
- ленинградская школа (бесцветный нецветной хрусталь строгих форм с алмазном гранью)
- владимирское стекло (использование традиций русского стекла)
- украинское стекло (традиции украинского стекла яркая полихромия)
- прибалтийская школа (слабо окрашенное прессованное стекло с тонкой гравировкой)
В 60— 70-е гг. плодотворно развивается витраж, широкое распространение получают создание хрустальных фонтанов и различных декоративных установок из стекла и металла, изготовление изделий дли украшения интерьеров.