Июнь 18

Люстровые краски («люстры») пред­ставляют собой растворы смолянокислых солей тяжелых металлов в органических растворителях. После нанесения их на стекло и обжига образуется тончайшая цветная пленка оксидов указанных метал­лов. Она отливает металлическим блеском в отраженном свете. Иногда полученная таким образом пленка при рассмотрении на просвет не имеет никакого оттенка. Она получается при обжиге бесцветного люст­ра. Радужный перелив отблесков в отра­женном свете объясняется интерференцией света на тонкой пленке бесцветного покрытия. Цвет пленки и оттенок металлического отблеска зависят от металла, на основе которого приготовлен люстр.

Легче всего на стекле закрепляется бесцветная пленка оксида висмута. Поэтому почти всегда бесцветную висмутовую люстровую краску добавляют к другим, в том числе цветным, для лучшего сцепления образующихся пленок со стеклом.

Те металлы, оксиды которых не окра­шивают стекло, после обжига образуют бесцветные люстровые пленки. К таким металлам относят висмут, алюминий, сви­нец, цинк. Металлы, являющиеся (в виде оксидов) красителями стекла, применяют хтя получения цветных люстровых красок. Это железо, кобальт, медь, хром, никель. Бесцветные люстровые краски, которые иногда называют перламутровыми, можно смешивать с цветными. Люстровые краски, приготовленные с применением драгоценных металлов - золота, серебра или платины, образуют пленки, содержа­щие эти металлы в чистом виде. Напри­мер, золотой люстр окрашивает поверх­ность стекла в яркий пурпурный цвет, заметный как в отраженном, так н в проходящем свете. В отраженном свете полученная пленка дает отблеск металлического золота.

Основными бесцветными люстровыми красками являются висмутовая, титановая, свинцовая, цинковая и оловянная. Висмутовая пленка прочнее всех сцепляется со стеклом, поэтому висмутовую люстровую краску добавляют как закрепляющую к другим краскам в количестве до 30%. Полученная пленка отражает до 30°С света, что усиливает блеск люстрового покрытия. Свинцовый люстр усиливает металлический блеск пленок в отраженном свете. Цинковая и оловянная люстровые краски часто служат разбавителями препарата жидкого золота. В результате получают пурпурные и фиолетовые люстры с зо­лотым отливом. Оттенки люстровых отблесков можно разнообразить, смешивая различные люстры попарно, а иногда по три и четыре.

Консистенция люстровых красок дол­жна обеспечивать равномерное растекание их по поверхности стекла. При наложении люстровых красок на ограниченные участки стекол следует обозначить контур этих участков прорезанными или протравленными канавками или же силикатной краской. Возможно приготовление более густых люстровых красок для ручной росписи или шелкотрафаретной печати.
Стекло, декорированное люстровыми красками, обжигают в туннельных или муфельных печах при температуре 540°С. Печи должны быть снабжены вентиляцией, удаляющей продукты сгорания разбавителей. Если поверх подсохшей, во еще не обожженной пленки люстровой краски на­нести клеевой раствор, то можно получить на этой пленке мелкие трещинки (кракле) или мраморные разводы. При высыхании клей стягивает пленку люстровой краски, поэтому она растрескивается или собирается в виде мраморных прожилок. Поверхность самого стекла остается бесцветной или очень слабо окрашенной. Стекло с непросохшей пленкой люстровой краски окунают в раствор клея. Если пленка наложена густо, то разводы получаются более эффектными. При меньшей толщине пленки образуется мелкая сетка. Обработанные предметы ставят на обжиг в горячую проветриваемую печь, так как клеи должен сохнуть очень быстро.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта