Люстровые краски («люстры») представляют собой растворы смолянокислых солей тяжелых металлов в органических растворителях. После нанесения их на стекло и обжига образуется тончайшая цветная пленка оксидов указанных металлов. Она отливает металлическим блеском в отраженном свете. Иногда полученная таким образом пленка при рассмотрении на просвет не имеет никакого оттенка. Она получается при обжиге бесцветного люстра. Радужный перелив отблесков в отраженном свете объясняется интерференцией света на тонкой пленке бесцветного покрытия. Цвет пленки и оттенок металлического отблеска зависят от металла, на основе которого приготовлен люстр.
Июнь 18th, 2008
Иризацией (от греч. «ирис»-радуга) называется способ окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла тонкую радужную пленку, состоящую из оксидов этих металлов. Стекло должно быть нагрето до размягчения (t = 700°С), реже осуществляют низкотемпературную иризацию (t= 220°С). Чаще всего применяют легко возгоняющиеся соли олова, висмута, титана, бария, стронция и др. Эти соли превращаются в пар без плавления. На поверхности стекла происходит сублимация этих солей, т. е. осаждение твердого вещества из пара. При этом соли, как правило, разлагаются с образованием тонкой пленки оксида соответствующего металла, которая прочно сцепляется со стеклом. Обычно в проходящем свете пленка выглядит бесцветной, зато в отраженном она переливается всеми цветами радуги. Если окуривать парами солей остывшие изделия, то стекло покрывается тусклым белым налетом, снижающим прозрачность и не дающим радужной игры.
При обжиге красок для стекла необходимо соблюдать следующие условия:
- стекло не должны нагреваться слишком быстро, иначе оно может растрескаться
- в печи необходим небольшой избыток кислорода
- температуру устанавливают такую, чтобы обеспечить растекание красок, но избежать деформации стекла
- стремиться к тому, чтобы все краски обжигались при одной температуре
Способом живописи на плоском стекле выполняют детали фигур на витражах: лица, руки, складки одежды и т. п. Кроме того, живописью декорируют посуду и другие объемное стекло.
К простейшим видам живописи на изделиях относят различные полоски («отводки»), штриховку и выполнение несложных геометрических элементов, сплошное покрытие больших поверхностей и т.п.
В течение последних лет разработаны составы светочувствительных стекол, содержащих небольшие добавки золота и серебра в количестве от нескольких тысячных до нескольких сотых процента. Такие стекла чувствительны к действию коротковолновых невидимых излучений: ультрафиолетового и рентгеновского. Разумеется, в таком стекле не должно быть компонентов, поглощающих эти излучения.