Июнь 12

Стекло, находящееся в холодном стоянии, можно украшать при помощи различных покрытий. Одним из древних приемов является роспись по стеклу. Известно, что еще в Древнем Египте (г. Александрия) изделия из стекла расписывались безобжиговыми масляные красками. Египтяне же научились приме­нять эмалевые краски, а затем этот вид декорирования распространился в Сирии и Италии.

амфоринск из зеленого стекла В I в. н. э. обжиговая роспись встречается редко. Большинство сосудов украшалось налепными нитями и жгутами из стекла. Изделия, полученные выдуванием свободным или в форме, в большинстве своем не требовали никакой добавочной обработки поверхности. Одновременно производились и уникальные вещи со сложными видами декорирования, взятыми из прошлого или изобретенными заново. Судя по различным вещам, найденным при раскопках (например великолепный амфориск из Керчи, относящийся к I в. н.э., выполненный из зеленого стекла и тонко расписанный эмалевыми красками), можно заключить, что уже в античное время техника живописи п стеклу достигла высокого развития.
К этому же времени относится ориги­нальный прием межстекольнного золочения при помощи золотой фольги. Возник он в Александрии, видимо, в I в. н.э., просуществовал до IV в. н. э. и был забыт. Рисунок вырезался на фольге и помещался между двумя стенками кубков, чаш, стаканов. Образцом такого вида искусства может служить полусферическая чаша, найденная в окрестностях г. Моздока (рис. 130).
Следует отметить, что прием межсте­клянного золочения был возобновлен во второй четверти XVIII в. лишь в одном точно не установленном центре Чехии и в России. На чешском стекле чаще всего изображались сцены охоты в лесу, на русских - вензеля и орлы. Отличались они ма­териалом, а также техническими приемами исполнения. Позже этот вид декорирования был снова утрачен.
Способ украшения стеклянных изделий позолотой в Византии и на Востоке был иным. Из золотой фольги вырезали раз­личные изображения, смачивали и на­кладывали на стенки сосудов. Затем из мелкорастертого чистого стекла делали флюс и наносили на изображения из золота. После этого стекло подвергалось обжигу.  Иногда золото растирали в порошок, и, смешав его с мелкорастертым стеклом, кистью наносили на изделия с по­следующим обжигом.
чаша украшенная позолотой из стекла Стеклоделы Византии наряду с золоче­нием также широко пользовались приемами росписи. Это искусство украшения стекла процветало в арабских странах в XIII-XIV вв. н.э. Так как чистое стекло, совершенно лишенное дефектов, в то время варить еще не умели, то всю поверхность стеклянных предметов стремились покрыть позолотой и росписью. Наиболее распространенным видом изделий для XIV в. являются лампады, центром изготовления которых был Дамаск (Сирия).
Найденные в Закавказье изделия из стекла были расписаны золотом и эмаля­ми. Характерной манерой росписи для данной группы изделий является сплошное покрытие рисунка золотом, контуры обведены красной эмалью, свободное же пространство в отдельных случаях покры­то голубыми крапинками. По изображе­нию людей, животных, свободной трак­товке растительного орнамента чувствует­ся влияние росписи иранских фаянсов XII-XIII вв.

 кубок с орлом из стеклаВ Германии роспись эмалями стали применять во второй половине XVI в. Особое распространение роспись по стеклу получила в Южной Германии, Саксонии и Чехии. Обычно расписывали высокие цилиндрические стопы с крышкой. Темой для росписи служили религиозные мотивы, фигурные композиции исторического и бытового содержания, но чаще всего гербы и геральдические орлы. Росписи подвергались изделия, выполненные из зеленоватого невысокого качества стекла. Сохранился бокал с гербом маркграфа Пфальца, датированный 1553 г. Известен нюрнбергский художник по рос­писи витражей Иогаш Шапер, который в середине XVII в. впервые стал применять миниатюрную роспись в черно-серой гамме на стеклянной посуде. Этот вид росписи получил широкое распространение.
Саксонский художник по росписи фар­фора Сигизмунд Мон (1760-1815) в конце XVIII в. изобрел полупрозрачные и про­зрачные легкоплавкие эмали для стекла. Прозрачными эмалями изображали цветы, пейзажи (г. Дрезден). Недостатком прозрачных эмалей была видимость про­тивоположной стенки сосуда, которая ис­кажала рассматриваемую роспись.
На Руси роспись по стеклу вначале осу­ществлялась масляными красками. В середине XVII в.. например, на Черниговшине насчитывалось до 120 гут-это были не­большие стеклоделательные мастерские, расположенные в сельских местностях. Здесь вырабатывалась простая и дешевая посуда: кувшины, графины, штофы, а также «потешные» сосуды в виде зверей и птиц. Роспись на изделиях была пестрой и веселой - в духе украинского народного искусства.
Кухля. зеленое стекло.В начале XVIII в. на Ямбургском сте­кольном заводе, помимо высококачественной гравированной посуды, выпускалось стекло на «черкасский» манер с росписью палевыми красками. Во второй половине XVIII в. на Петербурском казенном заводе осваивали варку стекла и модного в то время молочного, которое было очень похоже на фарфор. Стремясь к большему сходству с фарфором, молочное стекло расписывали полихромно эмалями так же, как это делали на фарфоре. В начале XIX в. на смену росписи по молочному стеклу приходит золочение бесцветного высокого качества стекла, называемого хрусталя. Расписывалось золотом и цветное стекло.

Во второй четверти XIX в. в России получает большое распространение печата­ние на стекле. Выпускают огромное коли­чество различных стаканов, бокалов, рю­мок, ваз с портретами лиц царской фами­лии, полководцев, сановников, видами Пе­тербурга. Этот вид декорировки просуще­ствовал недолго.

стеклянный бокалГоворя о других видах декоративных покрытий, следует сказать о декалькома­нии. Этот способ изобрели в 1840 г. рус­ские художники Теребенев и Семячкин, ра­ботавшие в области литографии. Он предназначался для декорирования фаян­са, фарфора и стекла. В 1860 г. он был усовершенствован С. А. Хрулевым. В настоящее время техника массовой печати декалькомании заметно продвинулась вперед. Однако сам принцип «переводных картинок» не претерпел существенных изменений. Декорирование декалькоманией, или, как иногда говорят, деколью (деколями), применяется в массовом масштабе.

В стеклоделии применяется и шелко-трафаретная печать, которая впервые по­явилась в Древнем Китае, где этот способ применялся для нанесения рисунка на ткани. В начале XX в. шелкотрафаретная печать, или, как ее называют, «шелкография», получила широкое распространение в Европе - как способ печати изображении на различных материалах. В 30-е годы нашего века в США шелкографаретную печать применяли для выполнения рисунков на стекле силикатными красками, которы закрепляются обжигом. В настоящее время на стекольных заводах нашей страны выпускают стекло с различными видами декоративных покрытий.

Отдельные художники ставят своей задачей развить тот или иной вид художественного декорирования. В. Шевченко очень удачно решает проблему декорирования стекла «вспенивающимися» эмалями.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта