Стекло, находящееся в холодном стоянии, можно украшать при помощи различных покрытий. Одним из древних приемов является роспись по стеклу. Известно, что еще в Древнем Египте (г. Александрия) изделия из стекла расписывались безобжиговыми масляные красками. Египтяне же научились применять эмалевые краски, а затем этот вид декорирования распространился в Сирии и Италии.
В I в. н. э. обжиговая роспись встречается редко. Большинство сосудов украшалось налепными нитями и жгутами из стекла. Изделия, полученные выдуванием свободным или в форме, в большинстве своем не требовали никакой добавочной обработки поверхности. Одновременно производились и уникальные вещи со сложными видами декорирования, взятыми из прошлого или изобретенными заново. Судя по различным вещам, найденным при раскопках (например великолепный амфориск из Керчи, относящийся к I в. н.э., выполненный из зеленого стекла и тонко расписанный эмалевыми красками), можно заключить, что уже в античное время техника живописи п стеклу достигла высокого развития.
К этому же времени относится оригинальный прием межстекольнного золочения при помощи золотой фольги. Возник он в Александрии, видимо, в I в. н.э., просуществовал до IV в. н. э. и был забыт. Рисунок вырезался на фольге и помещался между двумя стенками кубков, чаш, стаканов. Образцом такого вида искусства может служить полусферическая чаша, найденная в окрестностях г. Моздока (рис. 130).
Следует отметить, что прием межстеклянного золочения был возобновлен во второй четверти XVIII в. лишь в одном точно не установленном центре Чехии и в России. На чешском стекле чаще всего изображались сцены охоты в лесу, на русских - вензеля и орлы. Отличались они материалом, а также техническими приемами исполнения. Позже этот вид декорирования был снова утрачен.
Способ украшения стеклянных изделий позолотой в Византии и на Востоке был иным. Из золотой фольги вырезали различные изображения, смачивали и накладывали на стенки сосудов. Затем из мелкорастертого чистого стекла делали флюс и наносили на изображения из золота. После этого стекло подвергалось обжигу. Иногда золото растирали в порошок, и, смешав его с мелкорастертым стеклом, кистью наносили на изделия с последующим обжигом.
Стеклоделы Византии наряду с золочением также широко пользовались приемами росписи. Это искусство украшения стекла процветало в арабских странах в XIII-XIV вв. н.э. Так как чистое стекло, совершенно лишенное дефектов, в то время варить еще не умели, то всю поверхность стеклянных предметов стремились покрыть позолотой и росписью. Наиболее распространенным видом изделий для XIV в. являются лампады, центром изготовления которых был Дамаск (Сирия).
Найденные в Закавказье изделия из стекла были расписаны золотом и эмалями. Характерной манерой росписи для данной группы изделий является сплошное покрытие рисунка золотом, контуры обведены красной эмалью, свободное же пространство в отдельных случаях покрыто голубыми крапинками. По изображению людей, животных, свободной трактовке растительного орнамента чувствуется влияние росписи иранских фаянсов XII-XIII вв.
В Германии роспись эмалями стали применять во второй половине XVI в. Особое распространение роспись по стеклу получила в Южной Германии, Саксонии и Чехии. Обычно расписывали высокие цилиндрические стопы с крышкой. Темой для росписи служили религиозные мотивы, фигурные композиции исторического и бытового содержания, но чаще всего гербы и геральдические орлы. Росписи подвергались изделия, выполненные из зеленоватого невысокого качества стекла. Сохранился бокал с гербом маркграфа Пфальца, датированный 1553 г. Известен нюрнбергский художник по росписи витражей Иогаш Шапер, который в середине XVII в. впервые стал применять миниатюрную роспись в черно-серой гамме на стеклянной посуде. Этот вид росписи получил широкое распространение.
Саксонский художник по росписи фарфора Сигизмунд Мон (1760-1815) в конце XVIII в. изобрел полупрозрачные и прозрачные легкоплавкие эмали для стекла. Прозрачными эмалями изображали цветы, пейзажи (г. Дрезден). Недостатком прозрачных эмалей была видимость противоположной стенки сосуда, которая искажала рассматриваемую роспись.
На Руси роспись по стеклу вначале осуществлялась масляными красками. В середине XVII в.. например, на Черниговшине насчитывалось до 120 гут-это были небольшие стеклоделательные мастерские, расположенные в сельских местностях. Здесь вырабатывалась простая и дешевая посуда: кувшины, графины, штофы, а также «потешные» сосуды в виде зверей и птиц. Роспись на изделиях была пестрой и веселой - в духе украинского народного искусства.
В начале XVIII в. на Ямбургском стекольном заводе, помимо высококачественной гравированной посуды, выпускалось стекло на «черкасский» манер с росписью палевыми красками. Во второй половине XVIII в. на Петербурском казенном заводе осваивали варку стекла и модного в то время молочного, которое было очень похоже на фарфор. Стремясь к большему сходству с фарфором, молочное стекло расписывали полихромно эмалями так же, как это делали на фарфоре. В начале XIX в. на смену росписи по молочному стеклу приходит золочение бесцветного высокого качества стекла, называемого хрусталя. Расписывалось золотом и цветное стекло.
Во второй четверти XIX в. в России получает большое распространение печатание на стекле. Выпускают огромное количество различных стаканов, бокалов, рюмок, ваз с портретами лиц царской фамилии, полководцев, сановников, видами Петербурга. Этот вид декорировки просуществовал недолго.
Говоря о других видах декоративных покрытий, следует сказать о декалькомании. Этот способ изобрели в 1840 г. русские художники Теребенев и Семячкин, работавшие в области литографии. Он предназначался для декорирования фаянса, фарфора и стекла. В 1860 г. он был усовершенствован С. А. Хрулевым. В настоящее время техника массовой печати декалькомании заметно продвинулась вперед. Однако сам принцип «переводных картинок» не претерпел существенных изменений. Декорирование декалькоманией, или, как иногда говорят, деколью (деколями), применяется в массовом масштабе.
В стеклоделии применяется и шелко-трафаретная печать, которая впервые появилась в Древнем Китае, где этот способ применялся для нанесения рисунка на ткани. В начале XX в. шелкотрафаретная печать, или, как ее называют, «шелкография», получила широкое распространение в Европе - как способ печати изображении на различных материалах. В 30-е годы нашего века в США шелкографаретную печать применяли для выполнения рисунков на стекле силикатными красками, которы закрепляются обжигом. В настоящее время на стекольных заводах нашей страны выпускают стекло с различными видами декоративных покрытий.
Отдельные художники ставят своей задачей развить тот или иной вид художественного декорирования. В. Шевченко очень удачно решает проблему декорирования стекла «вспенивающимися» эмалями.