Спекание - это процесс прочного соединения нескольких стекол в процессе их нагрева за счет частичного вплавления их одно в другое; пр этом стекла сохраняют свою конфигурацию. Пакет стекол укладывают на керамическую плиту и подвергают спеканию при температуре 750 градусов. Плитка должна быть предварительно покрыта хорошо просушенным слоем каолина во избежание прилипания стекла к керамике. Каолин может быть нанесен густым слоем. На такой слой удобно наносить фактуру, которая сохраняется в процессе сушки и обжига керамической плитки.
Сама керамическая плитка может иметь рельефный или контррельефный рисунок или фактуру. Рисунок, подложенный под стекло керамической плитки, отпечатывается на стекле под действием собственной тяжести пакета вследствие нагревания и размягчения пакета стекла при спекании. В данном случае процесс спекания сопровождается моллированием.
Пакет может быть составлен из нескольких цветных стекол. Коэффициенты термического расширения стекол должны совпадать во избежание их растрескивания. Утолщенные витражные стекла с фактурой можно получить, например, сосставляя пакеты из оконного стекла и нанося на верхнее стекло слой обжиговой силикатной краски для стекла. Краски должны быть прозрачными. В процессе спекания пакета краска расплавляется и создает прочное и интенсивное окрашивание верхнего слоя пакета. Пакет можно составлять из слоев тонкого стекла, уже окрашенных с поверхности силикатной краской. При спекании пакета тончайшие слои краски расплавляются в первую очередь и как бы склеивают листы пакета друг с другом. По этому способу можно получить один или несколько слоев расплавившейся прозрачной краски в толще стекла.
Задумывая стекло. художник должен поставить конкретную задачу, исходя из которой он выбирает ту или иную технику исполнения. Разновидности стекла можно разделить на четыре основные группы.
- паечные витражи из листового стекла на гибкой металлической основе
- витражи из объемных стекол на бетонной основе
- витражи из листового крупноразмерного стекла в качестве основы для нанесения изображения
- объединяет все смешанные и новую технику витража.
В свою очередь внутри каждой группы можно выделить характерные подгруппы или разновидности стекла. Так, в зависимости от характера обработки стекла внутри группы паечных витражей можно различить следующие разновидности.
Паечные витражи из готового листового стекла без дополнительной декоративной обработки стекол. В основе этой разновидности лежит чисто мозаичный прием получения необходимого изображения. В этом случае обычно выбирают стекло со светорассеивающей фактурой, получаемой непосредственно в процессе заводского изготовления такого стекла (так называемое «кафедральное», «античное», прокатное «узорчатое стекло»). При отсутствии стекол с готовой светорассеивающей фактурой можно применять светотехническое цветное стекло с гладкой прозрачной поверхностью. При этом основным средством художественного выражения служат локальные цветовые пятна стекол, ограниченные линейным графическим силуэтом металлической арматуры. Это простейшая разновидность паечного витража.
Паечные витражи из листового стекла с росписью силикатными красками и последующим обжигом расписанных стекол в электропечи. Если красками расписывают «кафедральное» или « античное стекло », то этот вид витража наиболее близок по технике к классическому средневековому. В этом случае предполагается роспись только одной темной непрозрачной краской по цветному стеклу. В других случаях роспись прозрачными и полупрозрачными красками, нанесенная на цветное или бесцветное стекло, позволяет получить различные цвета и оттенки.
Паечные витражи из листового стекла с применением специально обработанных в разогретом состоянии фактурных и рельефных стекол. К ним можно отнести рельефное моллирование листового стекла друг с другом, спекание крошки стекла и т.п. Все это позволяет использовать в технике паечного витража не только живописные и графические, но и скульптурные приемы с целью дальнейшего развития традиционной техники витража.
Паечные витражи из листового стекла с применением различных приемов так называемой холодной (механической и химической) декоративной обработки стекол: гравирования, травления, пескоструйной обработки и т.п. Можно получить самые разнообразные эффекты в пределах все той же техники паечного соединения плоских стекол при помощи металлической (свинцовой или латунной) арматуры.
Другие разновидности техники витража позволяют художнику и архитектору применять разнообразные средства художественного выражения, связанные с использованием художественного стекла для создания в современной архитектуре монументально-декоративных произведений.