Авг 07

Облицовочная плитка из стекла Эмалированные облицовочные плитки чаще всего изготов­ляют из отходов тянутого оконного и про­катного стекла. Толщина плиток составляет 4…10 мм. Основные размеры плиток 150 х 150, 200 х 200, 300 х 300 мм. Кроме того, выпускаются соответствующие треугольные плитки. Нарезанные по размерам плитки покрывают белой эмалью для стекла, содержащей диоксид титана. Применение диоксида титана позволяет добиться непрозрачного покрытия, даже если толщина последнего после обжига составляет всего 0.1…0.2 мм. За счет этого значительно уменьшается расход эмали. Эмаль готовят так же, как и обычные эмали для стекла, но при помоле с водой добавляют вещества, препятствующие осаждению мелких частиц эмали в воде, и получают таким образом рабочую водную взвесь эмали - шликер.

Эмалированные облицовочные плитки из стекла пригодны для выполнения больших мону­ментальных живописных панно. Для этого стекло с обожженным слоем эмали нужно разложить на рабочем столе например квадратами по 10 х 10 шт., и последовательно перевести на них через копировальную бумагу рисунок всех квадратных фрагментов панно, скалькированный с картона панно. Затем выполняется живопись на плитках непосредственно самим автором с использованием красок для стекла и керамических надглазурных красок. Живопись закрепляется вторичным обжигом плиток в печи. Температура обжига живописи на эмалированных стек­лянных плитках, выполняемой стекольными и керамическими красками, составляет 600-800 С Цветные эмалированные стеклянные плитки, окрашенные введением красителей непосредственно в титановую эмаль, либо вторичным обжигом на этой эмали стекольных и керамических красок, могут быть исходным материалом для получения мозаики. На листах стекла площадью 1 м2 и толщиной 6 … 8 мм можно выполнить мозаичные рисунки из кусочков цветного стекла.

При желании накладываемые на лист цветные стекла могут быть вырезаны по шаблонам в соответствии с определенным рисунком. Необходимо только убедиться в том, что величины ТКЛР цветных стекол и бесцветного стекла подложки совпадают. Затем уложенные на вагонетки листы стекла с мозаичным рисунком проходят обжиг в туннельной печи, причем цветной рисунок вплавляется в бесцветную стеклянную основу. Все контуры выложенного рисунка полностью сохраняются, так как при небольшой толщине наложенного сверху цветного стекла оно растекается незначительно. Режим обжига в данном случае отличается от режима обжига эмалированных стеклянных плиток тем, что вагонетки должны продвигаться в печи медленно, чтобы стекло успело хорошо прогреться. Для полного вплавления цветного стекла желательно повысить температуру в зоне обжига печи до 850 С.

Облицовочная плитка из стекла Иногда используют такую стадию процесса, когда лежащие на стеклянной подложке цветные стекла несколько оплавляются, но ещё рельефно выступают над подложкой. Описанный способ позволяет получать элементы цветного стекла, например для витражей. Если вплавляемое изображение выполнено из вырезанных по определенному рисунку плоских цветных стекол, то между соседними цветными стеклами остаются белые контурные промежутки, в то время как в старинных классических витражах эти промежутки черные образованы свинцовыми прожилками. Следовательно, метод спекания позволяет получить новые декоративные эффекты в витражных стеклах благодаря тому здесь несущим элементом для цветных стекол является прозрачное стекло, а не темный металлический переплет.

Стеклянную мозаику можно вплавлять не только в бесцветное стекло, но и в цвет­ное стекло. Способ спекания можно сочетать с моллированием листового стекла в ог­неупорных керамических или гипсо-керамических формах того же состава, что при­меняется для моллирования круглой стеклянной скульптуры. Например, на вагонет­ки туннельной печи можно поставить формы с неглубоким рельефом и отмоллировать в них рельефные изображения из листового бесцветного или цветного стекла.

Интересный эффект получается, если углубления в форме засыпать дробленым стеклом того же состава, что и накладываемый сверху лист. При этом мелкую крошку стекла и стеклянную пыль необходимо отсеять, так как при ее плавлении находящийся между крупинками воздух может вызвать вспенивание. Небольшая толщина таких отформованных из листа рельефов обеспечивает достаточный отжиг по мере продвижения стекла из зоны обжига к выходу из печи.

На Ленинском стекольном заводе освоена технология индустриального изготовления монументальных настенных панно из стеклокремнезита. Основой материла является смесь отходов гранул молочного стекла с песком. Фигурные участки заполняют гранулятом стекол различных цветов и в процессе обжига в туннельной печи происходит спекание подложки, сетки, перегородок и цветного стекла в монолит.

Коврово-мозаичные облицовочные плитки вырабатывают из непрозрачного молочного или полупрозрачного стекла в виде квадратиков размерами 2×2 или 3 х 3 см и толщиной 4…6 мм. Плитки из стекла прессуют или прокатывают в виде плит или полос, имеющих глубокие канавки, образующие сетчатую прямоугольную структуру. По этим канавкам плитки из стекла откалываются одна от другой на отломочном приспособлении. Интерес представляет возмож­ность набора сложного тематического изображения при помощи устройства типа промышленного робота по эскизу худож­ника, выполненному по клеточкам. Рулоны ковровой мозаики поступают на завод строительных панелей, где их нарезают по размерам панелей, и при запаривании последних от плиток из стекла отделяется бумажная подложка.

Для выполнения больших мозаичных картин применяют смальты. Они представляют собой кусочки цветного не­прозрачного стекла размерами приблизи­тельно 10 х 10 или 15×15 мм, толщиной 10…20 мм. Поскольку смальта является материалом для выполнения живописных работ, она изготовляется самых разнообразных оттенков, число которых может превышать 10 тыс.

По химическому составу старинные смальты представляют собой свинецсодержащие стекла, заглушенные оксидами сурьмы и мышьяка и окрашенные характерными для стекла красителями. Смальты можно изготовлять на основе цветных стекол, лучше всего с использованием легко кристаллизующихся составов.

Смальты варят как стекла в горшковых или тигельных печах, затем эти стекла от­ливают в виде небольших пластин и от­жигают. Разработан способ прессования порошков цветного стекла, подвергнутых увлажнению, с последую­щим обжигом отпрессованных плиток.

При изготовлении золотой и серебряной смальт на тонкую стеклянную пластинку кантарель наклеивают путем увлажнения листочки сусального золота или серебряную фольгу. Затем поверх слоя драгоценного металла подают массивную порцию горячей стекломассы, которую ли­бо отпрессовывают в форме, либо разгла­живают скалкой или лопаткой. Получаются пластинки смальты, заключающие фольгу драгоценного металла между дву­мя слоями стекла. При применении бесц­ветного стекла такие смальты имеют вид соответствующих ^драгаценных металлов, однако можно использовать и цветное стекло.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта