Июль 04

При изготовлении художественного стекла, в частности при массовом и серийном выпуске предметов широкого потребления, особое значение в заводских условиях приобретают вопросы художественного конструирования-дизайна, технической эстетики.

В данной статье рассмотрены научно-технические предпосылки художественного конструирования стеклянной посуды. Сконструировать стекло - значит определить его строение. Таким образом, в основе формообразования стекла лежит конструирование. Конструкция стекла зависит и от их функционального назначения, а также от физико-механических и других свойств материалов. Кроме того, конструкция стекла зависит от способа его изготовления.

Производительность труда, трудоемкость, затраты материала, процент выхода продукции – всё это технологические и экономические факторы, которые играют важную роль.
В условиях современного массового производства художник, проектирующий новый промышленный образец для массового производства, выполняет следующие работы, относящиеся к конструированию:

1) вычерчивает стекло в соответствии с ГОСТом на машиностроительные чертежи со всеми необходимыми размерами и сечениями, а в случае необходимости обозначение шероховатости или гладкости поверхности;

2) вычерчивает шаблоны, определяющие конфигурацию стекла, по которым должны
изготовляться металлические формы;

3) выполняет все необходимые расчеты вместимости и массы стекла;

4) осуществляет авторский надзор.

Роль художника на производстве в зависимости от характера выпускаемого стекла различна. При создании уникального изделия из стекла художник принимает непосредственное участие в изготовлении каждого. При серийном выпуске художник руководит находящейся в его распоряжении экспериментальной бригадой высококвалифицированных мастеров и принимает непосредственное участие в изготовлении опытного образца-эталона, по которому в дальнейшем могут изготовляться такие предметы целыми сериями и на других. Наконец, при механизированном и автоматизированном массовом производстве, когда стекло вырабатывается машинами, то художник выполняет чертежи шаблонов, определяющих конфигурацию этого стеклоизделия, и может принимать известное участие в процессе наладки машин, с тем чтобы вырабатываемые стеклоизделия точно соответствовали проекту.

Художник, проектирующий новый промышленный образец, должен одновременно быть и конструктором. Только в этом случае стекло будет технологичным, полностью отвечать своему назначению, поэтому конструктивное решение является неотъемлемой составной частью проекта. Чертежи стеклянных предметов выполняют в соответствии с правилами и стандартами машиностроительного черчения.

Вместимость изделий является не только функциональным, но и до некоторой степени технологическим фактором. Ниже показано, что вместимость является исходным фактором при сравнении трудоемкости изготовления однотипных предметов. Масса изделия определяет затраты стекла и трудоемкость. Вместимость и массу предметов можно заранее вычислить по чертежу.

Например, стеклянный кувшин - это прежде всего сосуд, который должен вмещать определенное количество содержимого (вода, молока). Вместимость стеклянных кувшинов определена производительными стандартами. Чаще всего кувшины для воды изготовляют вместимостью 1 или 1.5 л, т.е. 4 … 6 стаканов. Кувшины большой вместимости неудобны в обращении и требуют для своего изготовления более прочных материалов.
Кувшин должен устойчиво помещаться на плоскости стола, поэтому он имеет донышко соответствуещего размера и конфигурации. На устойчивость стекла влияют его масса. габаритная высота, а также высота его центра тяжести. для удобства наливания и выливания жидкости кувшин имеет горло с носиком. Горло делают достаточно шиоким, для того чтобы кувшин было удобно мыть, но  пользоваться емким широкогорлым сосудом без ручки неудобно, поэтому кувшин снабжается ручкой, размеры и конфигурация которой зависят от строения человеческой руки, а также характера движения при выливании жидкости из кувшина. Перечислинными функциональными факторами и объясняются конструкции стеклянных кувшинов как древних, так и современных.

Способ изготовления также существенно влияет на конструкцию кувшина. Обычно корпус кувшина представляет собой геометрическое тело вращения. Это объясняется тем, что в процессе выдувания кувшина ручным способом изделие непрерывно вращают в форме для обеспечения равномерного распределения стекла и достижения хорошего качества поверхности. Ручка выполняется мастером- отдельщиком, поэтому она имеет сравнительно свободную конфигурацию. Оформление горда и носика в большинстве случаев также осуществляется вручную.
Специфическим свойством стекла является то, что из него можно изготовлять изделия выдуванием. Изделию из стекла не следует придавать острые углы и ребра, так как они могут легко отколоться. а при формовании на них часто образуются трещинки. Стенки кувшина делают не тоньше 2 мм для обеспечения достаточной механической прочности.

Зависимость конструкции изделия от способа его изготовления тесно связана с развитием техники. В настоящее время сложные стеклянные изделия, имеющие приставные детали, изготавляют вручную. Стекло, не требующее сложных операций отделки, могут быть изготовлены механизированными или автоматизированными способами, верхняя часть их может быть, например, оформлена путем огневой отрезки “колпачка” с оследующей отопкой края. Механизаця приставки ручки к изделию представляет собой более сложный процесс, поэтому можно в принципе вырабатывать широкогорлые бытовые сосуды, например способом прессовыдувания. без ручек. Вообще говоря. механизация и автоматизация производства предметов стеклянной посуды с такими деталями, как ручки кувшинов, ножки и донышки бокалов и т.п., при непременном условии разнообразия типоразмеров и фаонов изделий требуют создания машин нового типа. Многом в этом направлении уже сделано. Об удобстве пользования предметами волне можно судить по граматно выполненному чертежу, не прибегая к изготовоению пробных образцов. Работа и модельщика, изготовляющего форму, и мастеров по выработке и обработке нового образца была бы затрачена напрасно, если бы оказалось, что недостатки, замеченные ранее на чертеже, действительно делают новый образец непригодным. Существует специальная дисциплина -  эргономика, изучающая удобство пользования различными предметами. Разумеется, художник должен сам почувствовать логичность построения формы каждого проектируемого им предмета, однако он должен учитывать требования технологии и свойства материала. К сожалению. нередко приходится видеть готовые образцы, выпускаемые большими партиями, свидетельствующие о том, что художник в погоне за чисто эстетической формой допустил грубые погрешности в конструктивном решении.

Требования современного быта обусловливают непрерывное расширение ассортимента стеклянной посуды, что наряду с увеличением валового выпуска продукции является одной из основных задач стекольного производства. Естественно, освоение новых видов изделий ттребует определенных затрат труда и денежных средств. Однако в настоящее время широко используется принцип материальной заинтересованности инженерно - технических работников, а также художников. Очевидна необходимость специализации заводов по отдельным видам посуды: выдуваемых вручную, на автоматических машинах, прессованной, изготовленной из стеклянных трубок и т.п. Нашей стране нужно все больше художников, умеющих создавать новые образцы таких видов изделий, как столовая и кухонная посуда, парфюмерные флаконы и склянки, тарное стекло (бутылки, банки), вазы, пепельницы, колпаки светиильников и т.п. Замена устаревшего ассортимента новым определяет сбыт продукции и в конечном счете экономику всей стекольной промышленности, выпускающей посуду и художественное стекло. Накопленный в области конструирования посуды  опыт ещё нуждается в систематизации и обобщении.
Важной проблемой является формирование асссортиментта стеклянной посуды.

В этой связи необходимо отметить разработку Гусевским филиалом НИИ стекла 59-го лкасса Общесоюзного классификатора продукции. Этот класс, имеющий наименование “Изделия из стекла, фарфора и фаянса”, разделен на девять подклассов, шесть из которых занимают изделия из стекла. Здесь применена пятиступенчатая иерархическая классификация: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта