Наклад стекла путем набора стекломассы из горшка.
Самый простой и самый старый способ изготовления накладного стекла заключается в том, что набор из бесцветного стекла погружается в цветную стекломассу, находяшуются в горшке, а после этого производится дальнейшее выдувание обоих слоев вместе. Таким образом получается стеклянное изделие, состоящее из двух сплавившихся слоев: из более толстого слоя бесцветного стекла и из тонкого покровного слоя цветного стекла. Однако путем соответствующего набора можно изменить также и это соотношение, т. е получать более толстый слой цветного стекла и более тонкий слой бесцветного.
Практически это делается только в особых случаях, так как обычно нецелесообразно делать цветной слой толстым.
Выполнение тонкого наклада не представляет никаких особых затруднений. Для получения хороших результатов требуется, чтобы оба слоя стекла имели одинаковый термический коэффициент линейного расширения и набор стекла производился в правильных пропорциях, т.е. чтобы количество стекла было достаточным для изготовления изделия и получения надлежащего цвета. В связи с тем, что цветной слой утончается при выдувании стеклянного изделия, а соответственно изменяется и оттенок, следует избегать набора большого количества стекла, особенно цветного, так как большие отходы при этом должны вызывать соответствующее увеличение потерь в производстве, тем более что цветное стекло обходится значительно дороже бесцветного, а отходы накладного стекла могут снова использоваться в производстве лишь в ограниченной степени. Чтобы избежать набора чрезмерного количества цветного стекла при способе погружения, опытные стеклоделы пользуются особым приемом, заключающимся в том, что трубка после погружения в цветное стекло устанавливается в более вертикальное положение, чтобы большая часть набранной стекломассы могла стечь. Еще надежнее, однако, другой прием, при котором пузырь из бесцветного стекла вообще раздувается очень мало. При погружении в цветную стекломассу такого небольшого толстостенного пузыря на его соответственно меньшей поверхности вообще набирается меньше стекломассы, следовательно, в окончательно выдутом изделии получается более тонкий цветной накладной слой. Утончение наклада достигается, как правило, также при простом погружении и извлечении трубки без вращения, в результате чего избыток цветной стекломассы хорошо стекает. Толстый наклодной слой можно получить путем повторного погружения набора в цветную стекломассу, только при выработке небольших изделий иногда ограничиваются более сильным вращением набора в цветной стекломассе, благодаря чему она набирается в большем количестве. При этом способе необходимо предварительно сильно охладить набор, так как иначе он может перекручиваться. Эта мера предосторожности особенно необходима, когда требуется получать многоцветный наклад. Для набора цветного стекла большое значение имеет также вязкость стекломассы. Сильно текучая, т.е. почти не остудившаяся, цветная стекломасса при накладе путем погружения всегда дает более тонкий слой, так как менее вязкая стекломасса легче стекает, в то время как остудившаяся и более вязкая накладывается толстым слоем.
Дальнейшая обработка набора с накладом производится таким же образом, как это обычно делается при выработке простых бесцветных стекол независимо от того, вырабатывается полое или листовое накладное стекло.
Все перечисленные затруднения при изготовлении накладного стекла можно устранять путем применения внутреннего наклада. Мастер набирает при этом сначала необходимую порцию цветного стекла и выдувает небольшой толстостенный пузырь, который он сильно охлаждает (до темно-красного каления), затем набирает надлежащее количество бесцветного стекла, после чего выполняются остальные операции выдувания.
Этот способ наклада обеспечивает прежде всего экономию цветного стекла, так как здесь опытным путем легко устанавливается его количество для выдувания опрделенного изделия, т.е. для получения изделия требующейся величины и желаемого цвета. Кроме того, этот способ имеет еще и то преимущество, что цветная стекломасса во время выработки не подвергается вредному действию пламени в печи. Однако возникают другие причины потерь стекломассы: например, на трубке бесполезно теряется некоторое количество цветного стекла, которое загрязняется окалиной и портится. При выработке полого стекла закрывание цветного стекла слишком толстым слоем бесцветного вредно отражается иногда также на яркости и блеске цветов, которые не могут проявиться с полной силой. В тонких выдувных изделиях этот недостаток не имеет значения.
Для устранения вредного воздействия печных газов на цветное стекло был найден еще один путь, заключающийся в том, что накладной слой цветного стекла покрывается дополнительным тонким слоем бесцветного стекла. Для этого сначала выдувают пузырь из бесцветного стекла, покрывают накладом из цветного стекла, равномерно раскатывают в катальнике и еще раз покрывают бесцветной стекломассой. Таким образом, в готовом стекле цветной слой оказывается заключенным между двумя слоями бесцветного стекла. Этот способ не позволяет получать высококачественных изделий, так как распределение стекломассы не может быть в них равномерным как это требуется для выработки высококачественных изделий.
Во всех случаях, когда необходимо получить особенно красивые цветные накладные изделия, приходится отказываться от простых способов наложения наклада и переходить к таким, которые могут применяться и в тех случаях, когда требуется покрывать накладом лишь отдельные изделия или небольшое их количество. Выполняют наклад с помощью стеклянных стержней («цапф»).
Для изготовления накладного стекла способом простого погружения требуется иметь всегда, по меньшей мере, два горшка (один должен содержать бесцветное стекло, другой - цветную стекломассу), при одновременном изготовлении изделий различного цвета-большее число горшков.
Наклад стекла при помощи стеклянной заготовки (стержня)
С помощью стеклянных стержней, являющихся заготовками цветного стекла для наклада, можно вырабатывать один вид изделий или большое число разных накладных изделий в одну и ту же смену; причем обеспечивается возможность получения накладных стекол разных цветов при выработке стекла из одного только горшка, содержащего бесцветное стекло. При накладке со стеклянного стержня варка цветного стекла не связана во времени с варкой бесцветного.
Стеклянные стержни для наклада готовятся следующим образом. В печи в небольших горшках производится варка разных цветных стекол, которые вырабатываются способом вытягивания вручную в круглые стеклянные стержни длиной 250…300 мм и толщиной 35…40 мм. Затем они тщательно отжигаются и поступают на склад.
Процедура изготовления накладных изделий с помощью стержней заключается в следующем. Мастер ставит на железные подставки по два стержня каждого требующегося цвета, чтобы один из них всегда нагревался в огне, а с другим, размягчившимся, стержнем он мог работать. При этом обеспечивается быстрый и бесперебойный темп работы. Выбранные цветные стержни устанавливают сначала для нагревания, а затем продвигают все ближе к выработочному окну, где эти порции цветного стекла прикрепляют к понтии и вносят в печь для необходимого размягчения.
В то время как помощник производит эту подготовительную работу, мастер набирает требующееся количество бесцветного стекла и выдувает из него небольшую баночку, которую он довольно сильно охлаждает. После этого баночку берет помощник и держит ее у печи так, чтобы трубка была в горизонтальном положении. Находящийся на понтии размягченный стержень для наклада прижимается к концу баночки таким образом, что последняя (в зависимости от требующегося количества цветного стекла) сваривается с цветным прилепом. После этого цветное стекло несколько оттягивается и отрезается ножницами. Затем баночку снова разогревают, цветное стекло ровно заглаживают гладилкой и выпрямляют в катальнике. Путем повторного разогревания мастер распределяет цветное стекло как можно равномернее, а затем выдувает изделие. Помощник в это время снова переносит отработанный стержень в рабочее окно для разогрева и подносит другой, уже размягчившийся, для формования следующего изделия. Как правило, особенно при выработке цветного стекла, очень чувствительного к воздействию печных газов, перед дальнейшим выдуванием производят покрытие баночки слоем бесцветного стекла. При тщательной работе таким путем можно получать цветной слой очень равномерной толщины, причем удается изготовлять изделия с полным и частичным накладом.
При изготовлении наклада с помощью стержней мастер не всегда имеет возможность обеспечивать точно одинаковый оттенок цветного стекла, но по мере накопления опыта в этой работе можно довольно точно определять, сколько нужно цветного стекла Пытались также придумать новые способы, при которых можно было бы всегда накладывать точно одинаковое количество цветного стекла. Решили, например, пользоваться вместо цветных стержней кольцами или шайбами из цветного стекла определенной величины. Однако эти способы, казавшиеся теоретически хорошими, практически не дали удовлетворительных результатов, так что приходится по-прежнему применять стержни.
При работе со стержнями можно накладывать на поверхность стекломассы не только один цветной слой, но в зависимости от характера изделия и несколько цветов рядом или друг на друга.
Цветное стекло можно наносить на изделие в виде отдельных кружочков-горошин. Для этого применяют вышеописанный способ, но берут стекло от различных по цвету стержней и, выравнивая в катальнике, стараются сохранить их первоначальную форму.
Наклад стекла способом воронки (лейки)
Этот способ является наиболее распространенным при изготовлении накладных стекол. Он позволяет получить ровный слои цветного стекла заданной толщины. Из цветного стекла, набранного непосредственно из горшка, приготовляют набор, стенки которого по своей толщине соответствуют слою накладного стекла. Раньше после этого мастер поднимал трубку с набором вверх, втягивал в себя воздух. Однако эта операция неблагоприятно отражалась на здоровье работающего, поэтому в настоящее время втягивание воздуха производится с использованием подведенной к рабочему месту вакуумной магистрали. Благодаря получившемуся воздушному разрежению набор стекла вдавливается внутрь, образуя воронку.
К этому времени должен быть подготовлен набор из бесцветного стекла. Воронку отбивают от трубки и острым концом ставят в специальный стакан, затем набор из бесцветного стекла вдувают в воронку цветного. Наружный слой воронки обливают водой, отчего он трескается и отделяется от набора. Остается набор бесцветного стекла с тонкой равномерной цветной пленкой. После этого набор обогревается в печи и выдувается обычным путем в форме. В случае изготовления стекла с несколькими слоями нацвета процесс нанесения воронки можно повторять несколько раз. Важно, чтобы стекла имели соответствующие коэффициенты теплового расширения.
Можно приготовить воронки и другим путем. Цветной набор, раздутый до необходимой толщины стенок, у вершины берется на понтию и откалывается от трубки. Этот пузырь повторно разогревается, и отверстие расширяется до получения конфигурации воронки. Затем воронка отделяется от понтии и устанавливается отверстием вверх на специальную подставку. Набор бесцветного стекла вдувается в воронку обычным путем; причем сначала он соединяется с дном воронки, а при дальнейшем выдувании прижимается к её стенкам. При этом необходимо следить за тем, чтобы между обоими слоями не получалось никаких пузырьков воздуха, что обеспечивается медленным и равномерным выдуванием. Между стенками воронки и набора возможно попадание частиц пыли. Если это замечено, то пыль можно удалить путем сбрасывания в воронку нескольких капель воды перед внесением в нее горячего набора стекломассы При этом образуется пар. который уносит с собой грязь и пыль. Дальнейшую обработку производят обычным способом.
Возможности декорирования стеклянных изделий методом наклада далеко не ограничиваются вышеописанными приемами. Техника наклада обеспечивает столь широкие возможности художественной обработки стекла, что перечислить их все невозможно. Достаточно сказать, что путем наклада стеклянные изделия можно декорировать нитями, лентами, кругами, звездами, точками, четырехугольниками и т.д. Цветовые сочетания наносимых узоров безграничны: здесь все подчиняется вкусу художника и возможностям стеклоделия. Могут быть варианты сочетания наклада с другими методами декорирования стекла.