Художники и мастера Ленинградского завода художественного стекла разработали в 1960 г. целый ряд декоративных приемов в приготовлении изделий из накладного стекла. Одним из таких приемов является частичный наклад стекла - «акварельное пятно», или «размытое пятно». В отличие от цветного наклада, наносимого на бесцветное стекло при помощи разогретых цапф акварельная окраска получается частичным нанесением цветного налета с помощью воронки. Стекло ложится более тонким слоем и дает легкий полутон цвета, причем размеры пятна и его форма могут быть самыми разнообразными.
"Акварельное пятно" можно наносить на стекло и через специально приготовленный трафарет. Возможности применения этого способа весьма разнообразны.
Выразительность размытого цветного пятна на поверхности бесцветного стекла с тонким переходом цвета может быть усилена уместным подчеркиванием его легкой алмазной резьбой. Она придает цветному пятну определенные очертания и вносит в общий облик изделия легкое мерцание на гранях перехода бесцветного стекла в цветное.
Метод «акварельного пятна» очень удачно применял мастер Б. А. Еремин в своей вазе «Цветные колпачки». Здесь различные по цвету пятна были введены на каждый последующий набор из бесцветного стекла, причем залив каждого набора брался большим и равномерным. В результате получалась полная иллюзия «висящих в стекле» полусфер. Эффекты могут быть усилены путем нанесения широкой грани на поверхности изделия.
Тоновой переход в стекле.
Если хотят получитк тоновой переход накладного цветного стекла, то выдувают баночку из бесцветного стекла, набирают на нее цветное и закатывают цветной слой так, чтобы он по возможности переместился ближе к трубке. Затем железным стержнем протыкают цветной слой у кончика набора, раздувают цветной слой в этом месте и набирают на него бесцветное стекло. Внутри стенки получается слой цветного стекла, утолщающийся к середине и постепенно исчезающий на конце набора. Таким приемом можно получить изделия, декорированные цветным стеклом с постепенным переходом от насыщенной окраски вверху к бесцветной внизу. В зависимости от того, протыкается ли цветной слой сильнее или слабее, получается различный эффект. Если слой пробивается совсем, то окончательно выдутое изделие обнаруживает постепенный переход цвета в бесцветный слой; в других случаях получаются различные оттенки цвета, бесцветное стекло не открывается.
Если нужно получить образцы, утяжеленные внизу цветом, с постепенным переходом к бесцветному стеклу вверху, то набор цветного стекла распределяется так, чтобы большая толщина цветного слоя приходилась на нижнюю часть баночки, а по направлению к трубке сходила на нет (на цветной набор берется бесцветный).
Чтобы получить изделие, окрашенное сверху и снизу в различные цвета, постепенно переходящие друг в друга, применяют одновременно оба описанных выше метода. Подготавливают два набора различных окрасок: один - с накладом вверху, другой - внизу. Из второго набора делают воронку и вдувают в него первый. Дальнейшая обработка идет обычным путем.
Разграниченный наклад в стекле.
В данном случае приходится прибегать к вспомогтельным приемам. На изделие наносят заранее приготовленные кольца. Для этого из цветного стекла выдувают полые цилиндры такого диаметра, чтобы он несколько превышал диаметр той части заготовки изделия, на которую требуется накладывать цветное стекло, и с такой толщиной стенки, которая достаточна для обеспечения требующейся интенсивности цвета. Цилиндры отжигают и в холодном состоянии разрезают на нужные по ширине кольца.
Для достижения резкой линии разграничения перехода цветного слоя в бесцветный края колец должны быть тщательно отшлифованы. Чтобы кольца получили правильное положение на выдуваемом изделии, необходимо пользоваться специальной формой, которая должна быть сделана таким образом, чтобы предварительно выдутое изделие могло быть опущено в нее на надлежащую глубину и чтобы на соответствующей высоте в той форме имелась ступенька, на которую можно было бы устойчиво поместить цветное стеклянное кольцо, предназначенное для наклада. В форму помещают сильно разогретое кольцо, набор из бесцветного стекла раздувается в ней настолько, что происходит соединение и спаивание обоих слоев стекла, после чего дальнейшая обработка изделия может производиться обыкновенными способами. Следует рекомендовать хороший прогрев обеих спаиваемых частей стекла, особенно при дальнейшей обработке вне формы.
Наклад с зубчатым краем в стекле.
Так же как и в предыдущем случае, берется кольцо из цветного стекла с зубчатым краем. Можно также прессовать цветное стекло в форме, снабженной вертикальными ребрами так, чтобы оно приобрело звездообразное поперечное сечение; после этого такое звездообразное кольцо устанавливают концентрически вокруг набора, производят разогревание, раскачивание и окончательное выдувание. При этом получается зубчатая линия между цветным и бесцветным стеклом.
Можно также предварительно выдувать бесцветное стекло в форме с сильно выступающими ребрами, производить разогрев, а затем выдувать дальше без формы; причем ребра расплющиваются и становятся плоскими, а цветное отекло накладывается на конец изделия, противоположный трубке. После этого производят сильное прогревание и раскачивание трубки. Благодаря тому, что толстые ребра бесцветного стекла при раскачивании удлиняются под действием силы тяжести медленнее, чем более тонкие части набора, ставшие более податливыми после нагревания, при дальнейшем и окончательном выдувании получается также зубчатая разграничительная линия между цветной и бесцветной стекломассой.
Украшение стекла цветной нитью.
Возможен и такой прием, когда на набор с цветной нитью наносится накладное цветное стекло. В этом случае изделие дополнительно обрабатывается абразивными камнями. Верхний слой снимается в виде вертикальных полос (могут быть различные по виду порезки). Горизонтально нанесенная на баночку цветная нить становится видной в освобожденных от наклада бороздках. Получается своеобразная цветная решетка. Цветные нити можно наносить вертикально вдоль изделия; причем они могут быть одного цвета, двух-трех цветов и многоцветными, переходящими из одного оттенка в другой.
Палочки могут быть вытянуты из цветного стекла непосредственно из горшка и остужены. Набирая их в предварительную форму в определенном цветовом сочетании и чередовании можно получить красивые декоративные изделия. Такой прием использован в вазе-бокале «Тюльпан» Е. Яновской и вазочке-карандашнице «Цветок» Б. Смирнова. Разноцветные стволики («дротики») звонко врываются в общий силуэт вещи, стремятся вверх и органично вливаются в общий строй изделия, подчеркивая и усиливая его контуры.
В вазе для одного цветка «Вытянутая» А. Маевой тонкие белые стволики нити соединяются с фиолетовой крупной «крошкой», которая по мере удлинения формы растягивается в большие расплывчатые пятна, подчеркивающие общую вытянутость вазочки. Получилось очень оригинальное, новое по своему оформлению произведение. В приборе Г. Антоновой «Ветви» свободно нанесенные цветные накладные полосы «растаскиваются» щипцами по поверхности стекла, и создается полное впечатление ветвей.
В рассмотренных выше приемах декорирования цветной нитью изделия не имели рельефных украшений. Нить, обвивающая набор, выравнивалась в катальнике еще до выдувания в форме. Возможны приемы наложения нити на изделие рельефно. В этом случае уже на окончательно выдутое и разогретое стеклянное изделие с помощью железного инструмента наносится небольшое количество жидкого стекла, и из образующейся таким образом капли стекла вытягивается нить, которая различным образом накладывается на поверхность стекла и сплавляется с ним. Таким способом можно обвивать стеклянные сосуды цветной стеклянной нитью, проводить по ним простые или перекрещивающиеся линии, волнообразные линии и т.д., обвивать их сеткой, проводить по ним зигзаги и даже наносить геометрические рисунки, листья, стилизованные рисунки цветов и фигуры зверей. Особенно был распрастранен прием декорирования нитью в виде змейки.
К этому виду техники декорирования стекла следует отнести также так называемый цветной край, представляющий собой особый вид наклада, получающийся следующим образом. Дну набора из бесцветного стекла придают необходимые очертания. Затем его берут на понтию, трубку отбивают, на край получившегося небольшого отверстия накладывают цветную нить (заранее подготовленную помощником) диаметром около 1 см в зависимости от размера изделия. Набор нагревают в печи до полного соединения цветного стекла с бесцветным. После этого мастер зарезными ножницами разводит отверстие до необходимых размеров и выравнивает край вальком. Получается ровный цветной жгутик, скромно украшающий изделие из стекла. Формируются подобные изделия вручную. Удивительно прост и привлекатален набор тарелочек из бесцветного стекла с красным краем мастера Н. Пшенного.
Цветная стеклянная крошка из стекла.
Цветная стеклянная крошка представляет собой раздробленные кусочки различного по окраске стекла. Получается она следующими способами: механическим размельчением куска холодного стекла; путем растрескивания горячей стеклянной нити в холодной воде; нарезанием (в воде) кружков от стеклянных цветных палочек ножницами.
При декорировании цветной крошкой размельченные кусочки остывшего цветного стекла наносятся на горячий набор, вплавляются в него и придают полученному изделию особую красочность, так как расцветка декора, форма и расположение в нем получаются самыми неожиданными.
Крошка из стекла может быть мелкой и крупной. Можно размельчить стекло и до порошкообразного состояния. Заранее следует заготовить порошки различных расцветок. Затем на бесцветное стекло с помощью шаблонов наносят и наплавляют стеклянные порошки, которые располагают по определенным рисункам, так что получаются пестрые геометрические орнаменты,виды, украшения и т.д. Для этого цветные стеклянные порошкинаносят на полоски сгорающих материалов, и эти полоски при выработке полого стекла закладывают в формы таким образом, чтобы покрытая стеклянным порошком сторона была обращена внутрь формы. При раздувании набора стекломассы стеклянные зерна или стеклянный порошок приплавляют к поверхности стекла, в то время как материал, на который стеклянный порошок был нанесен предварительно, сгорает.
Нанесение многоцветного стеклянного слоя на вспомогательный материал, с помощью которого этот многоцветный слой переносится на стекло, осуществляется следующим образом.
Довольно густой клей с помощью шаблонов наносят на материал, например на бумагу, и подготовленные таким образом места посыпают цветным стеклом заданного цвета; потом избыток стеклянного порошка удаляется путем обстукивания. После высыхания нанесенных таким способом первых цветовых пятен таким же образом наносят следующие тона. Для ускорения и упрощения этого способа применяют специальные приспособления, особенно для массового производства, когда стеклянные порошки различного цвета насыпаются в специальные ограждения, формы которых соответствуют очертаниям требующихся рисунков или фигур на стекле. Эти слои равномерно располагают на плоской доске соответственно рисунку, укладывают на них бумагу клеящим слоем вниз, а затем на нее накладывают плиту и переворачивают, в результате чего тр бующееся количество стеклянных порошков пристает к материалу равномер слоем, а избыток осыпается.
По этому способу можно декорировать различными рисунками и орнаментами как всю поверхность стекла, так и отдельные части; причем размеры зерен разноцветных стеклянных порошков можно изменить любым образом, получая различные эффекты за счет преломления света.
К этой же группе можно отнести образцы, украшенные разноцветными кружочками. Способ декорирования кружочками из цветного стекла разработан мастером Б. А. Ереминым на Ленинградском заводе художественного стекла в 1960 г.
Разноцветные кружочки из стекла изготовляют следующим образом. Набор бесцветного стекла формуют в виде стержня (диаметром 10… 15 мм) и покрывают песком. Одновременно нагревается кусочек цветного стекла; когда оно становится тягучим, его навивают на стержень в виде спирали. Так как стержень посыпан песком, цветная спираль к нему не приваривается и при постукивании отделяется от стержня. Ножницами мастер подрезает колечки спирали. Образуются отдельные незамкнутые кружочки. Расцветка их может быть различной. На изделие они наносятся так же. как разноцветная крошка.
Декорированные таким образом вещи вносят большое разнообразие в производство гутных изделий.
Печатки на стекле.
К поверхности изделий можно прикреплять комочки размягченного стекла, затем при помощи штампа на них делать оттиск нужного изображения. Этот прием довольно древний, но в настоящее время в практике стеклоделия он возобновляется по-новому. Например, на Неманском стекольном заводе был сделан штамп из металла с рельефной надписью «900 лет Минску». Художником В. С. Мурахвером одновременно велась работа над созданием специального штампа для декоративных рельефных панно камерного назначения. Очень удачно получился рельеф из желтого стекла «Лев».
Работая над сувенирами для Всемирной выставки в Монреале, художники Гусевского хрустального завода применили штампы с изображением звезды, серпа и молота. Материалом для штампа послужила листовая жесть.