Май 09

Наиболее сложной из всех работ, про­изводимых в цехе выработки, считается изготовление изделий с накладными стеклами, когда поверхность стеклянного изделия покрывается одним или несколькими слоями стекла разных цветов. Эта работа требует не только большого умения, но и некоторых художественных способностей. Изготовле­ние даже простого цветного накладного стекла требует чувства цвета, так как очень трудно определять на глаз (а такой способ определения в данном случае является единственным), какое количество цветного стекла необходимо для получения опреде­ленного оттенка.

Это нужно определять сначала опытным путем, особенно при вы­полнении наклада набором стекломассы непосредственно из горшка. Однако если даже требуемое количество цветного сте­кла установлено, всегда бывает трудно каждый раз набирать точно одинаковое его количество.
Если же цветовой оттенок необходимо изменить, то нужно набирать уже другое количество цветной стекломассы. Кроме того нередко при выработке цветного сте­кла из горшка цвет стекла становится гуще по мере того, как начинают вырабатывать стекло с большей глубины. Таким образом, для правильного набора цветного стекла для наклада требуется большой опыт, тем более что различные виды цветной стекломассы при выдувании дают разные результаты. Например, желтые и зеленые тона становятся светлее пропорционально тонкости их раздувания, так что они тре­буют в зависимости от толщины получающегося слоя соответственно большее или меньшее количество цветного стекла. Красное окрашивание достигается при очень небольших количествах накладывае­мого стекла, поэтому никогда не рекомен­дуется брать слишком большой набор цветного стекла. В случае необходимости цвет можно усиливать путем повторного наклада цветной стекломассы.
В зависимости от вида вырабатываемых изделий применяется несколько способов изготовления накладных стекол, причем известно несколько вариантов этих способов. Из них выделяют три главных: наклад с набором стекол непосредственно из горшков (метод погружения и покрытия основного стекла другим стеклом), наклад с набором из цапфы (стеклянной заготовки в виде стержня) и методом «воронки» (лей­ки). В зависимости от вида наклада разли­чают полный наклад, полунаклад и ча­стичный наклад, а также наружный и внутренний.
Способом наклада можно изготовить стекло любого оттенка, но выход хороших изделий не при всех оттенках получается одинаково высоким, так как некоторые цвета, несмотря на все меры предосторож­ности, склонны к небольшим изменениям цвета и потере блеска при обработке.
При изготовлении накладного стекла путем набора из горшка свежая (только что взятая из печи) порция горячей стекло­массы плохо пристает к остывшей ранее выдутой заготовке. Поэтому рекомендует­ся, набрав на эту заготовку порцию горя­чего стекла, охладить полуфабрикат до затвердевания, а затем снова разогреть ег до размягчения. В результате зтого оба слоя соединяются друг с другом, н тогд; можно производить дальнейшее выдувание.
Вопрос о преимуществе того или дру. гого метода наклада нельзя решать без учета условий и вида вырабатываемых из­делий, но практически в этом отношении все же удалось установить некоторые пра­вила. Например, наклад путем набора из горшка (так называемый способ погруже­ния) почти всегда применяют длч изготов­ления накладного листового стекла и в производстве полого стекла для получения зеленых, фиолетовых, синих оттенков и молочного глушеного стекла.
К изделиям с частичным накладом можно отнести такие предметы, на ко­торые цветное стекло наносится частично, закрывая не всю поверхность. Сюда относятся «акварельное пятно», тоновой пере­ход, разграниченный наклад, наклад с зуб­чатым краем, наклад в виде нити, крошки, колец и их различные вариации.
При изготовлении более дорогих цветных стекол, например золотого ру­бина, лучше выполнять наклад с использо­ванием цветного стекла в виде заранее заготовленного ствола (стержня). Это позво­ляет экономнее расходовать цветное сте­кло.
Способ воронки применяют, когда не­обходимо получить равномерный тонкий слой накладного стекла, а также стекла с многоцветным накладом.
Применяют также различные сочета­ния этих способов, они должны быть известны всем квалифицированным масте­рам, задача которых заключается в том, чтобы установить, какой способ наклада дает наилучшие результаты, какой обхо­дится дешевле и какой дает наилучшие ху­дожественные эффекты.
Способы наклада применяют в стекло­делии для двух целей. Во-первых, они позволяют наносить на стекло определенные орнаменты, легко осуществлять полное или частичное окрашивание изделии, а также вырабатывать цветное стекло таких оттенков, которые при окрашивании всей стекломассы в горшке вообще не удавались или удавались с большим трудом. Во-вторых, накладное стекло легко поддается различным видам специальной де­коративной обработки, например травлению и шлифованию; кроме того, позволяет получать на одном и том же листе стекла или на одном и том же полом стеклянном изделии многоцветный рисунок. Для этой цели были созданы способы наклада в несколько слоев и цветов, когда при надлежащей последовательности цветов можно получить не только несколько основных, но и красивые переходные тона, если удалять часть толщины некоторых слоев путем травления и шлифования таким образом, чтобы остальная часть этого слоя совершенно ровно переходила бы в следующий цветовой слой. В этом виде накладное стекло является очень ценным материалом для художественного стекло­делия, особенно в создании различного рода орнаментов и др.
Цветные стекла можно накладывать друг на друга лишь в том случае, если термические коэффициенты линейного расши­рения данных стекол близки к коэффициенту расширения основного стекла. В противном случае изделия с накладным стеклом будут растрескиваться при охлаждении. Испытания, позволяющие определить, соответствуют ли друг другу основное стекло и наклад, обычно производятся перед началом работы.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта