Наиболее сложной из всех работ, производимых в цехе выработки, считается изготовление изделий с накладными стеклами, когда поверхность стеклянного изделия покрывается одним или несколькими слоями стекла разных цветов. Эта работа требует не только большого умения, но и некоторых художественных способностей. Изготовление даже простого цветного накладного стекла требует чувства цвета, так как очень трудно определять на глаз (а такой способ определения в данном случае является единственным), какое количество цветного стекла необходимо для получения определенного оттенка.
Это нужно определять сначала опытным путем, особенно при выполнении наклада набором стекломассы непосредственно из горшка. Однако если даже требуемое количество цветного стекла установлено, всегда бывает трудно каждый раз набирать точно одинаковое его количество.
Если же цветовой оттенок необходимо изменить, то нужно набирать уже другое количество цветной стекломассы. Кроме того нередко при выработке цветного стекла из горшка цвет стекла становится гуще по мере того, как начинают вырабатывать стекло с большей глубины. Таким образом, для правильного набора цветного стекла для наклада требуется большой опыт, тем более что различные виды цветной стекломассы при выдувании дают разные результаты. Например, желтые и зеленые тона становятся светлее пропорционально тонкости их раздувания, так что они требуют в зависимости от толщины получающегося слоя соответственно большее или меньшее количество цветного стекла. Красное окрашивание достигается при очень небольших количествах накладываемого стекла, поэтому никогда не рекомендуется брать слишком большой набор цветного стекла. В случае необходимости цвет можно усиливать путем повторного наклада цветной стекломассы.
В зависимости от вида вырабатываемых изделий применяется несколько способов изготовления накладных стекол, причем известно несколько вариантов этих способов. Из них выделяют три главных: наклад с набором стекол непосредственно из горшков (метод погружения и покрытия основного стекла другим стеклом), наклад с набором из цапфы (стеклянной заготовки в виде стержня) и методом «воронки» (лейки). В зависимости от вида наклада различают полный наклад, полунаклад и частичный наклад, а также наружный и внутренний.
Способом наклада можно изготовить стекло любого оттенка, но выход хороших изделий не при всех оттенках получается одинаково высоким, так как некоторые цвета, несмотря на все меры предосторожности, склонны к небольшим изменениям цвета и потере блеска при обработке.
При изготовлении накладного стекла путем набора из горшка свежая (только что взятая из печи) порция горячей стекломассы плохо пристает к остывшей ранее выдутой заготовке. Поэтому рекомендуется, набрав на эту заготовку порцию горячего стекла, охладить полуфабрикат до затвердевания, а затем снова разогреть ег до размягчения. В результате зтого оба слоя соединяются друг с другом, н тогд; можно производить дальнейшее выдувание.
Вопрос о преимуществе того или дру. гого метода наклада нельзя решать без учета условий и вида вырабатываемых изделий, но практически в этом отношении все же удалось установить некоторые правила. Например, наклад путем набора из горшка (так называемый способ погружения) почти всегда применяют длч изготовления накладного листового стекла и в производстве полого стекла для получения зеленых, фиолетовых, синих оттенков и молочного глушеного стекла.
К изделиям с частичным накладом можно отнести такие предметы, на которые цветное стекло наносится частично, закрывая не всю поверхность. Сюда относятся «акварельное пятно», тоновой переход, разграниченный наклад, наклад с зубчатым краем, наклад в виде нити, крошки, колец и их различные вариации.
При изготовлении более дорогих цветных стекол, например золотого рубина, лучше выполнять наклад с использованием цветного стекла в виде заранее заготовленного ствола (стержня). Это позволяет экономнее расходовать цветное стекло.
Способ воронки применяют, когда необходимо получить равномерный тонкий слой накладного стекла, а также стекла с многоцветным накладом.
Применяют также различные сочетания этих способов, они должны быть известны всем квалифицированным мастерам, задача которых заключается в том, чтобы установить, какой способ наклада дает наилучшие результаты, какой обходится дешевле и какой дает наилучшие художественные эффекты.
Способы наклада применяют в стеклоделии для двух целей. Во-первых, они позволяют наносить на стекло определенные орнаменты, легко осуществлять полное или частичное окрашивание изделии, а также вырабатывать цветное стекло таких оттенков, которые при окрашивании всей стекломассы в горшке вообще не удавались или удавались с большим трудом. Во-вторых, накладное стекло легко поддается различным видам специальной декоративной обработки, например травлению и шлифованию; кроме того, позволяет получать на одном и том же листе стекла или на одном и том же полом стеклянном изделии многоцветный рисунок. Для этой цели были созданы способы наклада в несколько слоев и цветов, когда при надлежащей последовательности цветов можно получить не только несколько основных, но и красивые переходные тона, если удалять часть толщины некоторых слоев путем травления и шлифования таким образом, чтобы остальная часть этого слоя совершенно ровно переходила бы в следующий цветовой слой. В этом виде накладное стекло является очень ценным материалом для художественного стеклоделия, особенно в создании различного рода орнаментов и др.
Цветные стекла можно накладывать друг на друга лишь в том случае, если термические коэффициенты линейного расширения данных стекол близки к коэффициенту расширения основного стекла. В противном случае изделия с накладным стеклом будут растрескиваться при охлаждении. Испытания, позволяющие определить, соответствуют ли друг другу основное стекло и наклад, обычно производятся перед началом работы.