Под формованием изделий подразумевается тот или иной способ формообразования предметов из расплавленной стекломассы: лепка, раскатывание, расплющивание, вытягивание, оттиск при помощи штампа, выдувание, прессование, прессовыдувание, литье, моллирование. Под декорированием в данном случае следует понимать способы украшения изделий, осуществляемые одновременно с формованием: украшение цветной стекломассой, стеклянными нитями, лентами, жгутами, крошкой, рельефными налепами, скульптурными деталями, созданием фактуры в стекле («кракле», воздушные пузырьки, включение различных материалов и т.п.).
Изделия, выполненные из стекла непосредственно у стекловаренной печи мастером-выдувальщиком вручную в горячем виде путем свободного выдувания или при помощи форм, декорированные и окончательно отделанные здесь же у печи, получили название «гутного стекла». Незначительные доделки, выполняемые другими мастерами в цехе обработки, не изменяют общего характера предмета, созданного в гуте, а лишь подчеркивают и воплощают замысел художника.
Ученые еще не установили точно время и место изготовления первого изделия из горячего стекла. Однако достоверно известно, что относящиеся к XXV в. до н.э. бусы, найденные при раскопках древнего города Ура (Месопотамия), изготовлены путем горячего формования. По-видимому, стекло тогда варили в тиглях, разогреваемых на костре. Таким способом получали тягучую пластичную стекломассу. Египетские мастера вручную наматывал тягучую стекломассу в виде нитей на конец железного прутка, облепленного формовочным песком с глиной. Массу, намотанную на прут, раскатывали так, что вес нити сливались в одно целое. После остывания стекла с прута снимали изделие - вытянутый сосудик с довольно толстыми стенками и неровным каналом внутри. Возможно, формовочный прут, облепленный песком, просто погружали в расплавленную стекломассу и набирали ее, вращая этот прут совершенно так же, как это делает современный мастер, набирающий стекломассу на трубку. Затем из другого тигля набирали столь же тягучее цветное стекло и нити этого стекла наматывали на изделие.
Иногда мастера расчесывали такие нити железным гребнем. Получался характерный волнистый рисунок «в елочку». Этот простой прием рисунка мастера применяют и поныне. Песок, застревавший в полости отформованных сосудиков, выкрашивали. Чаще всего подобные продолговатые сосудики служили флакончиками для парфюмерных веществ. К рассматриваемому времени относятся также украшения в виде пластинок мозаичного стекла, изготовленные сплавлением кусочков разноцветных стекол, выложенных по определенному рисунку. Разновидностью этого способа явилась техника получения стекла миллефиори, которую с успехом применяли для украшения полого стекла александрийские мастера IV-I вв. до н.э. Однако своего расцвета он достиг в Венеции в XIV-XV вв. н. э. Способом наматывания размягченной стекломассы на песчаный сердечник изготовляли аналогичные мелкие предметы и в городах Акзи-бе, Тире и Сидоне на территории Древней Финикии в VI-IV вв. до н.э.
В IV - II вв. до н. э. производством стекла довольно широко занимались финикийские мастера. Центром торговли различными товарами был город Сидон, расположенный на Финикийском побережье, однако первое место занимала Александрия. Здесь искусные мастера выделывали различные смальты, стекла, 50 имитирующие драгоценные камни, разные сосуды, изделия с узорами миллефиори.
К середине I в. до н. э. широкое распространение получил способ выдувания стела с помощью стеклодувной трубки. Это нововведение привело к тому, что стеклоделие стало новым самостоятельным видом искусства. Производство изделий из стекла становится массовым, так как новый способ позволил изготовлять разнообразные изделия: тарелки, кубки, бутыли для вина и воды, подносы, банки для маринадов и варенья, чаши, кувшины, вазы, флаконы, крынки, браслеты, бусы и т.п. Наряду с простой посудой мастера выполняли и уникальные декоративные предметы, украшенные непосредственно при изготовлении из горячего стекла налепами, лентами, нитями из цветного стекла. В это же время научились делать двухслойное («накладное») стекло. Были сделаны первые попытки получить филигранное стекло: пучок спирально скрученных цветных нитей или лент вплавляли в толщу бесцветного стекла (мастера по-прежнему применяли и способ миллефиори).
В I в. н. э. стекольное производство распространилось по всей Европе. Стекольные мастерские возникли на территории Италии, Франции, Германии, Испании, Англии, Закавказья и Средней Азии. Мастера Древнего Рима владели способами выдувания, формовки и отливки стекла. Изделия с гладкими простыми стенками изготовлялись способом выдувания в деревянные формы. Предполагают, что этот способ был изобретен несколько раньше в Сирии. Посуду с рельефными украшениями выдували в фигурные металлические или керамические формы, которые могли быть разъемными. Сосуды были не только круглыми, но и другой геометрической формы, например многогранными. Сохранились даже фигурные сосуды в виде человеческих голов. Обычно на сосудах мастера Сидона указывали место изготовления и свое имя. В Эрмитаже находится найденная в Керчи амфора из светло-желтого стекла, она украшена сеткой вверху и более крупным узором у основания. Небольшие бусы, медальоны, клейма изготовляли из пластического горячего стекла в металлических или керамических формах способом оттиска. Этот способ является прототипом современного прессования. Способом отливки более жидкого стекла получали довольно толстые плитки для застекления окон.
После падения Римской империи развитие многих видов искусства, в том числе и стеклоделия, задержалось. В Европе продолжалось производство лишь простой стеклянной посуды. Необычны большие немецкие бокалы, относящиеся к V—VIII вв. н.э. Они украшены полыми хоботовидными наростами.
В период господства Византии мастера-стеклоделы виртуозно использовали приемы росписи полого стекла эмалями и золотом, усовершенствовали изготовление цветных стекол для украшения окон и непрозрачных стекол для мозаики (собор св. Софии в Константинополе, 537 г н. э.).
Большую роль в развитии художественного стеклоделия сыграла Италия после падения Византии. До XIII в. стеклянные изделия итальянцев почти не отличались от стекла, выпускаемого в других европейских странах. Первое место в стекольной промышленности принадлежало тогда маленькому городку Альтаре, расположенному на Лигурийском побережье в нескольких милях к северо-западу от Савоны. Согласно местному преданию, стеклоделие было введено в Альтаре еще в XIIв. выходцами из Нормандии, где издавна существовала стекольная промышленность. В Италии нормандские мастера объединились в корпорации с выборными консулами во главе; члены корпорации должны были ежегодно выезжать за границу. Таким образом, «альтаристы» сделались посредниками при введении в северозападной Европе более усовершенствованных способов итальянского стеклоделия.
Стекольные заводы существовали в Тревизо, Ферраре, Падуе, Мантуе, Болонье и Равенне. Стеклоделие развивалось и в других городах Италии. Венецианская республика оберегала тайны своего стекольного производства. В 1291 г. все стекольные мастерские Венеции были перенесены на остров Мурано, находящийся в двух километрах от венецианского побережья. Одной из главных причин изоляции являлась опасность пожаров, связанных со стеклоплавильными горнами, другой-желание оградить стеклоделов от постороннего вмешательства в тайны производства.
Самые ранние венецианские изделия были очень однотипны - это стаканы, слегка расширяющиеся кверху, и графины с узким длинным горлышком и шарообразным корпусом с вдавленным глубоко внутрь сосуда дном. Стекло было тонкое и прозрачное. Самым драгоценны качеством муранского стекла того времени была прозрачность.
Открытие знаменитого венецианского «cristallo» относится ко второй половине XV в. и приписывается знаменитому мастеру Анджело Беровьеро и его сыну Марино. Сосуды конца XV и начала XVI в. часто повторяют формы готического серебряного кубка. Круглая в своем основании и суживающаяся кверху ножка без всяких последующих звеньев легко и свободно несет расширяющуюся кверху чашу сосуда. Легкость и стремление ввысь всей формы подчеркивается еще рельефными вертикальными бороздками. Иногда в середине ножки имеется шаровидное утолщение также с вертикальными ребрами. Чаши большие и вместительные, стоящие на широких, крепких ножках, так же как и стаканы, украшены рельефными бороздками. Редким украшением в ранний период являются ручки.
Классическим периодом венецианского стеклоделия был XVI в., когда формы достигли своего наивысшего развития, а само стекло - необычайной тонкости. Период с 1500 по 1530 гг. является переходным. Ломаные готические линии переплетаются с изогнутыми и закругленными линиями нового стиля. Лишь в 30-х годах устанавливаются окончательно новые формы Ренессанса, нашедшие яркое отражение в филигранном стекле. У других изделий стенки сосудов необычайно тонки, изделия почти невесомы, а масса стекла отличается абсолютной чистотой и прозрачностью. Тонкие прозрачные чаши сосудов остаются без украшений. Вся художественная изобретательность мастеров сосредоточивается на отделке ножки.
После 1550 г. на ножках появляются рельефные приплавленные украшения, «маскароны», в виде львиных морд и головы Медузы Горгоны. В то же время балясины ножки стали украшать двумя приваренными крылышками. Крылышки эти появились до второй половины XVI в. на вазах и других изделиях в виде ручек и применялись вплоть до XVII в., когда они получили более тяжеловесные, барочные формы.
Изобретательность венецианских мастеров сказывается в разнообразных видах изделий и богатстве придаваемых им форм: кувшины, солонки, фляги, графины, кубки, чаши, вазы, бокалы, сосуды в виде галер, гондол, колоколен, бочек, птиц, китов, тритонов, львов, мышей и других зверей. Изделия из прозрачного бесцветного стекла, так же как и цветные стеклянные предметы, украшались разнообразными, наваренными из бесцветного или цветного стекла элементами в виде звериных крыльев, хвостов, лап, гребешков, а также масками, розетками и т.п. Иногда сосуды украшались выпуклостями в виде пузырей, а края сосудов делались волнистыми или изогнутыми. Очень интересны декоративные сосуды в виде изящных фантастических корабликов, которые были характерны для венецианского стекла XVI в.
Сосуды XVII в. характеризуются нагромождением отдельных декоративных деталей. Вместо готической ножки появляется ножка совершенно неопределенной формы. Иногда она состоит из неправильно чередующихся кружков, переходов и утолщений, иногда напоминает две балясины, поставленные друг на друга, а иногда совершенно исчезает под украшениями в виде крылышек, гребешков и цветочных гирлянд. Большим успехом пользовались в XVII в. выдутые фигурные или геометрические рельефные украшения. Другой характерной чертой искусства XVII в. было желание вызвать впечатление массивности и тяжести: например, на низкой маленькой ножке помещался большой и тяжетый суд. Непропорциональность часто подчеркивалась цветом стекла - ножка из бесцветного стекла, верхняя часть сосуда - из цветного.
В XVI и XVII вв. в Риме, Флоренции Неаполе, Милане, Вероне, Парме, Брешии Триенте, Турине, Генуе и некоторых местечках Романьи были организованы производства по изготовлению венецианского стекла. Одной из первых стран, которая стала выпускать стекло в венецианском стиле, были Нидерланды. Антверпен, а затем Льеж становятся поставщиками великолепных изделий из стекла. Там выпускалось так называемое обыкновенное стекло, стекло в венецианском стиле, производимое мастерами из Альтаре, и «змеевидное». К последнему относились бокалы на высоких фигурных ножках, состоящих из толстой стеклянной, причудливо извивающейся палочки с наваренными на нее гребешками. Через саму палочку обычно пропущены две нити (одна молочного цвета, другая или красная, или бледно-синяя, или фиолетовая. Змеевидное стекло не следует считать подражанием венецианскому: оно самобытно.
В Голландии, Германии, Англии, Франции в XVI-XVII вв. помимо национального стекла производилось стекло в венецианском стиле, преимущественно мастерами-перебежчиками с острова Мурано.
В XVIII в. наступил упадок венецианского стеклоделия. Усовершенствование рецептов известкового стекла в XVII в., распространенного в Чехии под названием богемского хрусталя, вытеснило с европейских рынков хрупкое венецианское стекло.
Особое место в стеклоделия XVI-XVIII вв. занимает испанское стекло. Оно выделяется самобытностью национальных форм, бурной творческой фантазией и богатством налепного декора, органично связанного с формой. В отличие от тонких хрупких венецианских изделий оно изготавливалось из простого массивного необесцвеченного стекла. Здесь можно провести аналогию, пожалуй, лишь с черкасским стеклом XVIII в.
Одновременно стало распространяться выдувание мелких стеклянных изделий в пламени паяльных ламп. Эта техника применялась не только при изготовлении бус, пуговиц и т. п. кустарями-стеклодувами, но и в сочетании с гутной техникой при изготовлении посуды, особенно в период расцвета венецианского стеклоделия, тайна производства которого строго охранялась.
На протяжении всей дальнейшей истории развития стеклоделия стеклодувная техника служила для развития самых различных отраслей промышленности и искусства. В XVII-XVIII вв. эта техника процветает в Германии и Богемии. Характерно, что для Тюрингии, например, она осталась традиционной. Наш современник Альбин Шедель из города Арнштадта (Тюрингия) виртуозно владеет стеклодувной техникой. Помимо скульптурок, им изготовлен целый набор различных вазочек и небольших сосудов из дымчатого и другого стекла.
Долгое время считалось, что найденные при раскопках городов Древней Руси (XI-XIII вв.) изделия из стекла-украшения браслеты, кольца, бусы, посуда, эмали, смальты привозились из Византии, Сирии, Древнего Египта. Но в 1907-1908 гг. археологические раскопки, проведенные под руководством В. В. Хвойко, обнаружили в Киеве остатки стеклоделательной русской мастерской XIв. В Старой Ладоге археологами были найдены стеклянные бусы и следы производства, относящиеся к VII-VIII вв. Раскопки на Славне и на Холопьей улице Новгорода показали, что браслеты носили здесь до XIII-XIV вв. Красивые разноцветные украшения из стекла находили в большом количестве во всех русских городах от Ладоги до Тмутаракани. Ношение браслетов, видимо, было связано с языческими традициями Древней Руси, но их продолжали носить и во времена христианства.
В 988 г. Владимир Святославич своим решением и приглашением византийских мастеров смальтоваров (в связи со строительством Десятинной церкви в г. Киеве) решил судьбу русского стеклоделия.
Первые русские мастера, начав с подражаний византийским мастерам в варке стекла и методам его обработки (выполнение буё и перстней из свинцово-кремнеземного стекла, которое шло на смальту), в 20-30-х годах XI в. изобрели трехкомпонентное стекло калиево-свинцово-кремнеземное, напоминающее современный хрусталь. Это стекло дало возможность перейти к изготовлению посуды и круглых оконных стекол. К этому времени относятся и первые находки русского выдувного стекла.
Б. А. Рыбаков нашел в Вышгороде и Старом Галиче множество донышек от тонкостенных бокалов из бесцветного, со слабым желтоватым оттенком стекла. Фрагмент подобного бокала хранится во Львовском музее. По нему можно восстановить первоначальную форму бокалов-широкая невысокая верхняя часть, переходящая в ножку с узким перехватом и глубоко вдавленным дном. Бокал выполнялся из одного набора стекла. Стенки и ножка имеют вальцованную форму, что говорит о применении уже в то время вспомогательных рифленых форм. В. А. Богусевич обнаружил стеклоделательную мастерскую на территории Киево-Печер-ской Лавры (относящуюся ко второй половине XI в.). В мастерской были найдены смальты зеленоватого, желтого, синего и красного цветов, а также фрагменты стеклянной посуды из бесцветного и цветного стекла.
Благодаря активному археологическому изучению древнерусских городов (Новгорода, Турова, Новогрудка, Москвы, Смоленска, Владимира, Суздаля, Рязани и др.) найдено множество стеклянных изделий. Существенную роль для выявления собственного древнерусского стекольного производства сыграло использование в историко-археологическом исследовании химических и спектральных анализов.
В течение всего XI в. и первых десятилетий XII в. русская стеклянная посуда производилась в небольшом количестве. В Новгороде, например, посуды киевского производства было чуть больше, чем византийской. Это были изделия из желтоватого стекла, украшенные рельефной цветной нитью или гладкие, элемент украшения которых заключался лишь в распределении стеклянной массы. Залив стекла в нижней части сосуда был окрашен более интенсивно, в верхней тонкостенной части желтоватый тон стекла едва заметен. К концу XII в. стеклянной посуды становится очень много. Формы изделий более разнообразны. Мастерами применяются вспомогательные формы для выдувания посуды: гладкие и рифленые.
Отличительной особенностью русского производства XI-XIII вв. было изготовление тонкостенной посуды в основном из желтоватого стекла (калиево-свинцово-кремнеземного). Украшалась она горячим (гутным) способом, цветными (бирюзовыми, фиолетовыми) деталями: рельефными нитями, змейками, маленькими декоративными ручками, налепами в виде пуговок. Формовалась свободно или выдувалась в гладкие или рельефные формы. Византийская посуда того же времени выполнялась из содового стекла (сода - известь - песок). Украшением служили кобальтовые, темно-коричневые, черные стекла на бесцветном и молочные На синем стекле, а также богатая роспись золотом и эмалями.
Древнерусское стекло XII XIII вв. занимало видное место в прикладном искусстве своего времени. Разнообразные формы и методы украшения, проверенные многовековым опытом, технические и художественные приемы составили большое культурное наследие, на основе которого развилось художественное стекло в России, на Украине и в Белоруссии. Завоевание монголами Киевской Руси во второй четверти XIII в. приостановило развитие русского стеклоделия.
В XVI в. начали возникать стекольные предприятия - гуты в сельских местностях Украины. К этому времени относятся конической формы рюмки и цилиндрические стаканы, которые найдены были Б. Н. и В. И. Ханенко. Рюмки и стаканы были украшены накладными стеклянными лентами из чуть зеленоватого стекла. Долгое время считали посуду древнерусской. Археолог Ю. Л. Щапова, специально занимающаяся древнерусским стеклом, доказала в своем исследовании, что на Руси XII- XIII вв. толстостенной посуды c гофрированными накладными узорах, и функциональными ручками не производили. В этой связи особый интерес представляют три изделия - два кувшинчика и кружка, найденные И. А. Хойновским Местонахождение этих изделий в настоящее время неизвестно, и мы имеем лишь их зарисовки. Изделия выполнены в одном стиле-свободное выдувание и общность в приеме декорирования: поддоны образованы из наложенной в горячем виде волнисто-изогнутой стеклянной ленты, однородны и тянуто-рельефные ручки сосудов. Первый из них - небольшой кувшин желтоватого стекла наряден и строен. Его корпус имеет цилиндрическую форму с высоко вытянутым, но несколько расширенным у устья горлом; спирально по корпусу извивается наложенная стеклянная лента. Ручка состоит из двух тянутых жгутов, поддон выполнен в виде розетки из волнисто изогнутого стекла. Приемы украшения флакона очень просты, но сделаны они с чувством меры. Из зеленоватого стекла выполнены кувшинчик (высота 11,5 см) и кружка (8,5 см), найденные там же.
Необходимо упомянуть об экспонате, хранящемся в фондах Государственного Исторического музея. Эта кружка, по стилю и характеру изготовления очень напоминающая находки И. А. Хойновского, выдута из бесцветного стекла, высота ее 7 см (несколько меньше, чем у кружки И. А. Хойновского), но округлая форма с мягкими очертаниями корпуса, вольно изогнутая ручка и поддон, украшенный волнистой лентой, говорит о единстве их происхождения. Рассмотренные и подобные им изделия Ю. Л. Щапова относит к XVII вв. (Раскопки южнорусских городов, таких, как Киев, Вышгород, Чернигов и др. ) Действительно, украинские мастера XVII в. свои изделия украшали стеклянными нитями, налепами, волнистыми гофрированными лентами и раскраской. Это стекло пользовалось громадным успехом; называлось оно черкасским.
Для налаживания стекольного производства на заводы, основанные под Москвой и в Москве во второй четверти XVII в. (в пустоши Духанино Дмитровского уезда в 1635 г., в селе Измайлово в 1669 г.), приглашались немецкие, венецианские и украинские мастера, которые помогли русским хорошо освоить различные приемы производства.
Гутных изделий, достоверно относящихся к XVII в., сохранилось очень мало. На основании литературных источников можно предположить, что они были очень похожи на имеющиеся образцы начала XVIII в.
Коренной перелом, происшедший в начале XVIII в. в связи с перестройкой всей политической и культурной жизни страны во время царствования Петра I, отразился на всех видах искусства, в том числе и на стеклоделии. В начале XVIII в. центр стеклоделия России переместился из Москвы в окрестности Петербурга - Ямбург и Жабино. Известно, что во втором десятилетии XVIII в. Ямбургским заводом выпускалась посуда, подражающая черкасской, - стеклянные фигурно-лепные скульптуры и «потешные» сосуды. В отличие от украинских они не расписывались яркими красками, а изредка украшались одноцветными эмалями. Большинство изделий выполнялось из бесцветного или бутылочного зеленого стекла и украшалось наварным стеклом. В несколько ином плане решались так называемые шутихи. Кубки-шутихи с петушком или птичкой-чисто русские, народные. К сожалению, нам неизвестны имена мастеров, работавших над созданием этих затейливых, сложных по устройству кубков. Высокое мастерство стеклоделов гуты в использовании декоративных свойств выдувного лепного стекла чрезвычайно ярко было отражено в фигурном стекле. Всевозможные кони, всадники, петухи, бараны, собаки, голуби из бесцветного и зеленоватого стекла в виде сосудов и миниатюрной скульптуры были решены в обобщенной и очень выразительной форме.
Свободное выдувание дает возможность получать разнообразные и неповторимые формы. Различные бутылки, кувшины, кружки, рукомойники, миски, выполненные из бесцветного невысокого качества стекла, украшались накладными бесцветными нитями и волнисто изогнутыми поддонами. Ручки в большинстве случаев были выдувные, полые. Эти изделия отличались простотой и целесообразностью своих форм. Некоторые из них дополнительно расписывались эмалями, нередко без всякого учета гутной декорировки.
Стекло, расписываемое эмалями, как правило, датировалось. Большинство подобных предметов относится ко второй половине XVIII в., но в Государственном Историческом музее хранится кувшин, датированный 1724г., с надписью «Сей кувшин черницы Павлы». На нем изображены три сцены из библейской истории Адама и Евы но помимо росписи, кувшин украшен наложенными жгутами и в верхней части - двумя рядами петель из такого же бесцветного стекла, как и сам кувшин.
В 30-х годах XVIII в. Ямбуракий стекольный завод был переведен в Петербург, на левый берег реки Фонтанки. Он обеспечивал посудой двор и столичную аристократию. Стекло было бесцветным и, как всякое чистое и блестящее стекло в XVIII в., носило название «хрусталь». Орнаментировалось оно в основном золотом и гравировкой. Для общего рынка работали Мальцевские заводы, сначала под Москвой, в Можайском уезде, а затем, с 1756 г., на реке Гусь (ныне Гусь-Хрустальный) Владимирского уезда, и с 1792 г. завод в деревне Дятьково Брянского уезда. Во второй половине XVIII в. (с 1764 г.) начал работать Бахметьевский завод в селе Никольском Пензенского уезда, который в XIX в. по высокому качеству своей продукции мог конкурировать с Петербургским заводом. Наряду, с хрустальным стеклом на заводах выпускались простые изделия из бутылочного-зеленого и бесцветного стекла, украшаемые стеклом или эмалевой росписью. К середине XVIII в. относится флакон оригинальной формы. Он имеет четыре ребра, покрытых вертикальными волнистыми полосками, и украшен выпусклыми шишечками. Он наряден и затейлив, жидкость заполняет не все пространство флакона, а лишь его полые части (ребра).
Большую роль в развитии русского стеклоделия сыграла деятельность М. В. Ломоносова -основоположника научного стеклоделия. Благодаря его упорной работе была усовершенствована технология окраски стекла; это дало возможность создать новую цветовую гамму, значительно обогатившую и оживившую стеклоделие.
В конце XVIII в. выпускаются в основном изделия из цветного стекла: синего, фиолетового, очень редко из красного и зеленого. Большое распространение получило молочно-белое стекло. На рубеже XVIII -XIX вв. стекольная промышленность России налаживает производство свинцового хрусталя, украшая его алмазной резьбой. В производстве Петербургского стекольного завода принимали участие ведущие художники и архитекторы-Томон, Росси, Камерон, Воронихин и др., которые оказали влияние особенно на изделия монументально-декоративного характера. Несомненно, что в этой работе принимали участие мастера гуты-выдувальщики. Для выполнения крупных вещей из стекла требовались большой опыт и незаурядное мастерство. В художественной обработке изделий (алмазной резьбе) мастера гуты не участвовали, но они видели готовые образцы и усваивали требования нового стиля. Это, естественно, отражалось на их творчестве. Появляются сосуды, выполненные в гуте, со строгими монументальными гладкими формами, без рельефных украшений, свойственных началу и середине XVIII в. Элемент затейливости и украшательства как бы перемещается с поверхности изделия внутрь его. Это так называемые Двух-, четырех- и шестичастные графины, стаканы с перегородками внутри. Выполнялись они из бесцветного стекла; декоративный эффект получался при заполнении сосуда разноцветными жидкостями.
Некоторые изделия, относящиеся к началу и первой половине XIX в., продолжают традиции XVIII в. Так же как и раньше, мастера изготовляют потешные сосуды. Одновременно выпускают совсем гладкое стекло, отличающееся узорным силуэтом и цветом-голубоватое, зеленое, молочное, синее, красное, фиолетовое.
В середине и второй половине XIX в. высоким мастерством отличаются изделия, выполненные на Никольско-Бахметьевском заводе Пензенской губернии. Мастера добиваются большой четкости и тонкости в выполнении образцов с венецианской нитью. Интересен кувшин для льда с подносом 1860 г. хранящийся в музее г. Никольска, выполненный в технике «кракле». Следует обратить внимание на техническое изготовление вещи и использование мастером-выдувальщиком свойств стекла. Внутрь кувшина вдут шар, имеющий отверстие снаружи, через которое закладывают лед. Стенки кувшина и шара спаяны стеклянным жгутом наложенным в горячем виде. Наливаемая в кувшин жидкость будет охлаждаться изнутри. Приземистая форма графина-крепыша, покрытая трещинками, напоминающими лед, очень соответствует своему назначению.
Помимо крупных заводов, в России существовали небольшие заводики, расположенные вдали от городов, в лесах, поближе к сырью и топливу. Некоторые из них начали работать уже в конце XVIII в., большинство - в начале и середине XIX в. Они выпускали продукцию для продажи на ярмарках и местном рынке. У населения бытовали самые разнообразные предметы из стекла: бутыли, банки для солений, опарницы для теста, умывальники, миски, кружки, стеклянные фигурные банки для цветов, керосиновые лампы, лафитники, стопочки, стаканы и др. Посуда вырабатывалась из бесцветного и цветного стекла, была простых и лаконичных форм, удобна в употреблении.
У стеклоделов камского Сюгинского завода был обычай дарить на пасху фигурные кувшины для кваса, называемые «пузырями». Об их работе народный художник РСФСР И. Ефимов писал, что формы сюгинского стекла богаче, монументальнее венецианского. Сюгинские кони, олени, фигурные бочонки представляют собой большую ценность как произведения искусства. Изделия сюгинского стеклозавода имеются в Ижевском музее. Во второй половине XIX в. художественные изделия из стекла меняют свой облик. Варят стекло под яшму и малахит, большое распространение получают изделия, выполненные из черного стекла. Стремление к внешним эффектам приводило к созданию эклектических произведений, стекло декорировали, подделывая его под золото, металл, дерево. Среди гутных изделий не встречаются в это время образцы, выполненные в черном или малахитовом стекле. Шире начинают применять цветное прозрачное стекло, особенно в изготовлении фигурно-лепной скульптуры. Часто бесцветное стекло комбинировали с разноцветной стеклянной нитью или крошкой.
Так же как и в других видах искусства, в стеклоделии получил распространение стиль «модерн» с вялыми, лишенными конструктивности и внутренней логики построения надуманными формами. Изготовлялись изделия, рассчитанные на купеческие и мещанские вкусы, перегруженные орнаментацией, алмазной резьбой и другими видами обработки. Усиленно украшаются алмазной резьбой и дарственными надписями потешные сосуды, графины с яркими петухами, медведями внутри них и др. Изготовляются накомодные украшения из бесцветного стекла, выполненные в технике миллефиори: шары или полушария из литого стекла создают оптический эффект, и цветное стекло, заложенное мозаичными узорами внутри изделия, создает впечатление пышных цветочных клумб, фантастических грибов и т.д.
После Великой Октябрьской социалистической революции стеклольная промышленность перестраивалась медленно. Необходимость заставляла впервую очередь уделять внимание тяжелой индустрии. В 20-х и первой половине 30-х годов изделия из стекла выпускались в основном по старым дореволюционным образцам. К концу 30-х годов художественное стеклоделие пришло в такое состояние, что требовало немедленного и серьезного вмешательства. Это относилось не только к художественному качеству изделий, но и к составу стекломассы и приемам ее обработки. В развитие технологии производства стекла большой вклад внесли творческие научные коллективы Государственного института стекла МХТИ им. Д. И. Менделеева, кафедры стекла института им. Ленсовета и др.
Большую роль в возрождении советского художественного стеклоделия сыграла В. И. Мухина, замечательный художник-скульптор, возглавившая в 1940 г. цех художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике (ныне Ленинградский завод художественного стекла). Форму и цвет В. И. Мухина считала основными художественными компонентами изделий из стекла. Декорировка стекла только цветом без механической обработки, стала наиболее распространенным приемом в работе Ленинградского экспериментального цеха. Применяя в своих работах и такие забытые виды гутной обработки, как кракле, залив, воздушные пузырьки, цветные нити, вальцование, В. И. Мухина сочетала их с различной окраской стекла. Цвет, рисунок и фактура стекла в каждом отдельном экземпляре изделия одной и той же формы получались различными. Намечались весьма ценные для художественной промышленности пути решения проблемы выпуска массовых дешевых и разнообразных вещей.
В Советском Союзе первые опыты изготовления литой скульптуры из стекла были начаты на Ленинградской зеркальной фабрике в 1940 г. по инициативе В. И. Мухиной. Консультантами в разработке моллирования скульптуры были профессора Ленинградского технологического института им. Ленсовета Н. Н. Качалов и В. В. Варгин.
Первая маленькая скульптура по эскизу художника Н. Я. Данько «Красноармеец» была выполнена в тонкой металлической форме, полученной гальванопластическим путем, вторая-бюст А. С. Пушкина по скульптуре И. П. Витали была изготовлена в керамической форме. Опыты были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Лишь в 1948 г. возобновил работу экспериментальный цех художественного стекла. Мастером вместо Вертузаева стал работать его ученик Б. А. Еремин. После войны по проектам В. И. Мухиной были выполнены из стекла моллированные скульптуры «Сидящая фигура» (1947), портрет Н.Н.Качалова (1947), «Женский торс» (1951), голова партизанки («Ветер») и др. Работу, начатую Мухиной, продолжили ленинградские скульпторы Б. Е. Каплян-ский, А. Л. Малахин, А.Э. Сылова и др. А.Э. Сылова для своих скульптур «Лежащий медведь», «Пума», «Выдра» выбирает прозрачное, массивное стекло, так как в матовом они приобретают некоторую расплывчатость. Работая в традициях анималистической скульптуры, А. Э. Сылова добилась благородной простоты и лаконизма форм. Работал со стеклом и скульптор И. С. Ефимов. Из многих своих эскизов, задуманных еще в 20-х годах, ему удалось выполнить в 1958 г. русалку -«Береговицу».
В феврале 1949 г. экспериментальный цех был реорганизован в завод художественного стекла. Художественным руководителем до 1953 г. оставалась В. И. Мухина.
После Отечественной войны в стекольную промышленность пришла целая плеяда художников - Б. А. Смирнов, Э. М. Криммер, А. А. Липская, Е. И. Алексеева-Батанова, Е. В. Яновская, Ю. А. Мунтян, Л. Д. Смирнова; позже эту группу пополнили Л. О. Юрген, X. М. Пыльд, А. И. Маева на ленинградском заводе; на другие заводы пришли Н. П. Матушевская, Г. А. Антонова, С. М. Бескинская и много других художников со специальным образованием.
Значительную роль в дальнейшем развитии стеклоделия сыграла первая выставка художественного стекла, проводившаяся в Москве и Ленинграде в 1961 -1962 гг. В ней приняли участие ведущие художники и мастера-стеклоделы страны. Здесь были показаны новые образцы из сульфидно-цинкового стекла, разработанные только в СССР, а также изделия с применением стекловолокна, стекла, обработанного ультразвуком и др.
Из современных гутных образцов зарубежных стран обращают на себя внимание изделия 50-60-х годов, выполненные в Швеции, Финляндии, Норвегии. Для них характерен подчеркнутый функционализм в формообразовании изделий, а также ряд технологических оригинальных приемов. Следует отметить образцы шведских стекольных заводов, например декоративные вазы с рисунком в толще стекла, украшения в виде широких цветных поясов («Грааль» и «ариэль»).
Однако наибольший интерес представляет стекло Чехословакии. В 1920 г. в Железном Броде образовалась группа во главе с архитектором Алоисом Метелаком, которая поставила своей задачей создать изделия из стекла для самых широких слоев населения. Большой заслугой зтой группы художников было то, что она положила начало новым исканиям в современном чешском стеклоделии. К числу таких передовых деятелей искусства чешского стекла принадлежит и Людвика Смрчкова. Она одна из первых в 1936 г возобновила старый забытый метод гутного стекла, применяя его в новых, современных формах.
Образцы, выполненные чехословацкими мастерами, поражают своей неповторимой красотой. Особенно ярко это выражено в целом ряде изделий, декорируемых в горячем состоянии: пепельницы, сухарницы, вазы для печенья, цветов, декоративные вазы, так называемые «Рапсодии», выполненные из бесцветного толстостенного стекла или хрусталя с постепенным изменением нацвета или с цветными вкраплениями. Большинство из них являются произведениями Богуслава и Эмануэля Беранеков, Франтишека Земека и служат характерным примером художественного стиля, получившего развитие в начале 50-х годов только в Чехословакии. Следует отметить разновидность гутных изделий, которые подвергаются дополнительной шлифовке широкими гранями. Грань не нарушает общего характера и замысла гутного изделия, а лишь подчеркивает замысел художника. Этот прием является новым в стеклоделии Чехословакии и наиболее ярко отражает современный художественный стиль. Всему миру известны изделия из сине-фиолетового «александрита» или золотисто-желтого «элдора», как назвали свое новое стекло на неодимовой и цериевой основе мастера завода «Мозер» в Карловых Варах. Эта посуда, декорируемая только цветом стекла, доведенным мастерами до тончайших оттенков с помощью введения оксидов редкоземельных металлов, была также впервые изготовлена в Чехословакии. Фиолетовое стекло с темно-пурпурным оттенком и радужной игрой бесконечно меняющейся в зависимости от освещения являются очень редким и неповторимым по своим художественным качествам. Особенно проявляются декоративные особенности этого стекла в толстостенной массе гутных изделий с широкой шлифованной гранью.
Производство декоративной скульптуры из стекла в Чехословакии имеет также большое распространение. По технике изготовления и декоративным особенностям оно делится на два направления: одно-гутное, монолитно-литое и выдувное стекло, другое-скульптура, выполненная стеклодувной техникой. Первое место среди стеклянной скульптуры принадлежит изделиям проф. М. Клингера (Железный Брод), изготовляемым из расплавленного стекла. Его «Петух» и фигурки танцующих женщин, получившие высокую оценку в Брюсселе, а также фигуры выдувальщиков и цапель, показанные в Москве, представляют значительное явление в стекольном искусстве.
Другим видом скульптуры из стекла являются фигурки, выполненные на газовых горелках из цветных стеклянных палочек и трубок-скульптурная миниатюра. Этот вид скульптуры получил в Чехословакии необычайно широкое распространение и пользуется у населения большим уважением и любовью. Он продолжает давнюю традицию чешских народных умельцев, изготовлявших подобные скульптуры домашним способом. Здесь тоже есть некоторое различие в изготовлении: одни фигурки лепятся из монолитных, глухих по цвету дротиков, другие выдуваются из полых трубок прозрачного бесцветного или цветного стекла.
Выдающимся художником моделированного стекла является проф. Я. Брыхта (Железный Брод). Он создал известные всему миру маленькие фигурки людей и животных, отличающиеся исключительной декоратичностью и большой выразительностью. Ярослав Брыхта в тесном сотрудничестве с Мирославом Клингером выполнил интересную группу изделий из цветного литого гутного стекла с моделированными лепными деталями. Соединение гутной техники с моделированным стеклодувным стеклом открывает очень большие, новые в художественном отношении возможности.
Гутная техника в художественно творчестве богато раскрывает технические возможности стекла, пути работы над новыми изделиями, применение в различном ассортименте разнообразных приемов оформления, о чем наглядно свидетельствуют выставки художественного стекла последних лет, посвященные 60 и 70-летию Советского государства, 100-летию со дня рождения В. И Ленина, XXVII съезду КПСС и др.