Май 04

изделие из стекла Под формованием изделий подразуме­вается тот или иной способ формообразования предметов из расплавленной стекломассы: лепка, раскатывание, расплющивание, вытягивание, оттиск при помощи штампа, выдувание, прессование, прессовыдувание, литье, моллирование. Под декорированием в данном случае следует понимать способы украшения изделий, осуществляемые одновременно с формованием: украшение цветной стекломассой, стеклянными нитями, лентами, жгутами, крошкой, рельефными налепами, скульптурными деталями, созданием фактуры в стекле («кракле», воздушные пузырьки, включение различных материалов и т.п.).

Изделия, выполненные из стекла непосредственно у стекловаренной печи мастером-выдувальщиком вручную в горячем виде путем свободного выдувания или при помощи форм, декорированные и окончательно отделанные здесь же у печи, получили название «гутного стекла». Незначи­тельные доделки, выполняемые другими мастерами в цехе обработки, не изменяют общего характера предмета, созданного в гуте, а лишь подчеркивают и воплощают замысел художника.
Ученые еще не установили точно время и место изготовления первого изделия из горячего стекла. Однако достоверно известно, что относящиеся к XXV в. до н.э. бусы, найденные при раскопках древнего города Ура (Месопотамия), изготовлены путем горячего формования. По-видимому, стекло тогда варили в тиглях, разогре­ваемых на костре. Таким способом полу­чали тягучую пластичную стекломассу. Египетские мастера вручную наматывал тягучую стекломассу в виде нитей на конец железного прутка, облепленного формовочным песком с глиной. Массу, намотан­ную на прут, раскатывали так, что вес нити сливались в одно целое. После остывания стекла с прута снимали изделие - вытянутый сосудик с довольно толстыми стенками и неровным каналом внутри. Возможно, формовочный прут, облепленный песком, просто погружали в расплавленную стекломассу и набирали ее, вращая этот прут совершенно так же, как это делает современный мастер, набирающий стекломассу на трубку. Затем из другого тигля набирали столь же тягучее цветное стекло и нити этого стекла наматывали на изделие.
волнистый рисунок на стеклеИногда мастера расчесывали такие нити железным гребнем. Получался характерный волнистый рисунок «в елочку».  Этот простой прием рисунка мастера применяют и поныне. Песок, застревавший в полости отформованных сосудиков, выкрашивали. Чаще всего подобные продолговатые сосудики служили флакончиками для парфюмерных веществ. К рассматриваемому времени относятся также украшения в виде пластинок мозаичного стекла, изготовленные сплавлением кусочков разноцветных стекол, выложенных по определенному рисунку. Разновидностью этого способа явилась техника получения стекла миллефиори, которую с успехом применяли для украшения полого стекла александрийские мастера IV-I вв. до н.э. Однако своего расцвета он достиг в Венеции в XIV-XV вв. н. э. Способом наматывания размягченной стекломассы на песчаный сердечник изготовляли аналогичные мелкие предметы и в городах Акзи-бе, Тире и Сидоне на территории Древней Финикии в VI-IV вв. до н.э.
изделия из стекла В IV - II вв. до н. э. производством стекла довольно широко занимались финикийские мастера. Центром торговли различными товарами был город Сидон, расположенный на Финикийском побе­режье, однако первое место занимала Александрия. Здесь искусные мастера вы­делывали различные смальты, стекла, 50 имитирующие драгоценные камни, разные сосуды, изделия с узорами миллефиори.
К середине I в. до н. э. широкое распро­странение получил способ выдувания стела с помощью стеклодувной трубки. Это нововведение привело к тому, что стеклоделие стало новым самостоятельным видом искусства. Производство изделий из стекла становится массовым, так как новый способ позволил изготовлять разнообразные изделия: тарелки, кубки, буты­ли для вина и воды, подносы, банки для маринадов и варенья, чаши, кувшины, вазы, флаконы, крынки, браслеты, бусы и т.п. Наряду с простой посудой мастера выполняли и уникальные декоративные предметы, украшенные непосредственно при изготовлении из горячего стекла налепами, лентами, нитями из цветного стекла. В это же время научились делать двух­слойное («накладное») стекло. Были сде­ланы первые попытки получить филигран­ное стекло: пучок спирально скрученных цветных нитей или лент вплавляли в толщу бесцветного стекла (мастера по-прежнему применяли и способ миллефиори).
изделия из стеклаВ I в. н. э. стекольное производство распространилось по всей Европе.  Стекольные мастерские возникли на территории Италии, Франции, Германии, Испании, Англии, Закавказья и Средней Азии. Мастера Древнего Рима владели способа­ми выдувания, формовки и отливки стекла. Изделия с гладкими простыми стенками изготовлялись способом выдува­ния в деревянные формы. Предполагают, что этот способ был изобретен несколько раньше в Сирии. Посуду с рельефными украшениями выдували в фигурные метал­лические или керамические формы, ко­торые могли быть разъемными. Сосуды были не только круглыми, но и другой гео­метрической формы, например много­гранными. Сохранились даже фигурные сосуды в виде человеческих голов. Обычно на сосудах мастера Сидона указывали ме­сто изготовления и свое имя. В Эрмитаже находится найденная в Керчи амфора из светло-желтого стекла, она украшена сет­кой вверху и более крупным узором у ос­нования. Небольшие бусы, ме­дальоны, клейма изготовляли из пластиче­ского горячего стекла в металлических или керамических формах способом оттиска. Этот способ является прототипом современного прессования. Способом отливки более жидкого стекла получали довольно толстые плитки для застекления окон.
После падения Римской империи раз­витие многих видов искусства, в том чис­ле и стеклоделия, задержалось. В Европе продолжалось производство лишь простой стеклянной посуды. Необычны большие немецкие бокалы, относящиеся к V—VIII вв. н.э. Они украшены полыми хоботовидными наростами.
ойнохоя. египет. В период господства Византии масте­ра-стеклоделы виртуозно использовали приемы росписи полого стекла эмалями и золотом, усовершенствовали изготовление цветных стекол для украшения окон и непрозрачных стекол для мозаики (собор св. Софии в Константинополе, 537 г н. э.).

Большую роль в развитии художе­ственного стеклоделия сыграла Италия после падения Византии. До XIII в. стеклянные изделия итальянцев почти не от­личались от стекла, выпускаемого в других европейских странах. Первое место в стекольной промышленности принадлежало тогда маленькому городку Альтаре, расположенному на Лигурийском побережье в нескольких милях к северо-западу от Савоны. Согласно местному преданию, сте­клоделие было введено в Альтаре еще в XIIв. выходцами из Нормандии, где из­давна существовала стекольная промыш­ленность. В Италии нормандские мастера объединились в корпорации с выборными консулами во главе; члены корпорации должны были ежегодно выезжать за гра­ницу. Таким образом, «альтаристы» сдела­лись посредниками при введении в северо­западной Европе более усовершенствованных способов итальянского стеклоде­лия.
Стекольные заводы существовали в Тревизо, Ферраре, Падуе, Мантуе, Бо­лонье и Равенне. Стеклоделие развивалось и в других городах Италии. Венецианская республика оберегала тайны своего стекольного производства. В 1291 г. все стекольные мастерские Венеции были перенесены на остров Мурано, находящийся в двух километрах от венецианского побережья. Одной из главных причин изоляции являлась опасность пожаров, связанных со стеклоплавильными горнами, другой-же­лание оградить стеклоделов от посторон­него вмешательства в тайны производ­ства.
Самые ранние венецианские изделия были очень однотипны - это стаканы, слегка расширяющиеся кверху, и графины с узким длинным горлышком и шарообразным корпусом с вдавленным глубоко внутрь сосуда дном. Стекло было тонкое и прозрачное. Самым драгоценны качеством муранского стекла того времени была прозрачность.

амфора светло-желтого стеклаОткрытие знамени­того венецианского «cristallo» относится ко второй половине XV в. и приписывается знаменитому мастеру Анджело Беровьеро и его сыну Марино. Сосуды конца XV и начала XVI в. часто повторяют формы готического серебряного кубка. Круглая в своем основании и су­живающаяся кверху ножка без всяких последующих звеньев легко и свободно несет расширяющуюся кверху чашу сосуда. Лег­кость и стремление ввысь всей формы под­черкивается еще рельефными верти­кальными бороздками. Иногда в середине ножки имеется шаровидное утолщение также с вертикальными ребрами. Чаши большие и вместительные, стоящие на ши­роких, крепких ножках, так же как и ста­каны, украшены рельефными бороздками. Редким украшением в ранний период являются ручки.
Классическим периодом венецианского стеклоделия был XVI в., когда формы до­стигли своего наивысшего развития, а само стекло - необычайной тонкости. Период с 1500 по 1530 гг. является переходным. Ломаные готические линии переплетаются с изогнутыми и закругленными линиями нового стиля. Лишь в 30-х годах устанавливаются окончательно новые формы Ренессанса, нашедшие яркое отра­жение в филигранном стекле. У других изделий стенки сосудов необычайно тонки, изделия почти невесомы, а масса стекла отличается абсолютной чистотой и прозрачностью. Тонкие прозрачные чаши сосудов остаются без украшений. Вся художественная изобретательность мастеров сосредоточивается на отделке ножки.
После 1550 г. на ножках появляются рельефные приплавленные украшения, «маскароны», в виде львиных морд и го­ловы Медузы Горгоны. В то же время балясины ножки стали украшать двумя при­варенными крылышками. Крылышки эти появились до второй половины XVI в. на вазах и других изделиях в виде ручек и применялись вплоть до XVII в., когда они получили более тяжеловесные, ба­рочные формы.
Изобретательность венецианских ма­стеров сказывается в разнообразных видах изделий и богатстве придаваемых им форм: кувшины, солонки, фляги, графины, кубки, чаши, вазы, бокалы, сосуды в виде галер, гондол, колоколен, бочек, птиц, китов, тритонов, львов, мышей и других зверей. Изделия из прозрачного бесцветного стекла, так же как и цветные стеклянные предметы, украшались разнообразными, наваренными из бесцветного или цветного стекла элементами в виде звериных крыль­ев, хвостов, лап, гребешков, а также масками, розетками и т.п. Иногда сосуды украшались выпуклостями в виде пузырей, а края сосудов делались волнистыми или изогнутыми. Очень интересны декора­тивные сосуды в виде изящных фантастических корабликов, которые были характерны для венецианского стекла XVI в.

хоботовидный бокал из стекла Сосуды XVII в. характеризуются нагромождением отдельных декоративных деталей. Вместо готической ножки появляется ножка совершенно неопределенной формы. Иногда она состоит из непра­вильно чередующихся кружков, переходов и утолщений, иногда напоминает две балясины, поставленные друг на друга, а иногда совершенно исчезает под украшениями в виде крылышек, гребешков и цветочных гирлянд. Большим успехом пользовались в XVII в. выдутые фигурные или геометри­ческие рельефные украшения. Другой характерной чертой искусства XVII в. было желание вызвать впечатление массивности и тяжести: например, на низкой маленькой ножке помещался большой и тяжетый суд. Непропорциональность часто подчер­кивалась цветом стекла - ножка из бесцветного стекла, верхняя часть сосуда - из цветного.
В XVI и XVII вв. в Риме, Флоренции Неаполе, Милане, Вероне, Парме, Брешии Триенте, Турине, Генуе и некоторых ме­стечках Романьи были организованы про­изводства по изготовлению венецианского стекла. Одной из первых стран, которая стала выпускать стекло в венецианском стиле, были Нидерланды. Антверпен, а затем Льеж становятся поставщиками великолепных изделий из стекла. Там выпускалось так называемое обыкновенное стекло, стекло в венецианском стиле, производимое мастерами из Альтаре, и «змеевидное». К последнему относились бокалы на высоких фигурных ножках, состоящих из толстой стеклянной, причудливо извивающейся палочки с наваренными на нее гребешками. Через саму палочку обычно пропущены две нити (одна молочного цвета, другая или красная, или бледно-синяя, или фиолетовая. Змеевидное стекло не следует считать подражанием венецианскому: оно самобытно.
В Голландии, Германии, Англии, Фран­ции в XVI-XVII вв. помимо национального стекла производилось стекло в венецианском стиле, преимущественно мастерами-перебежчиками с острова Мурано.
В XVIII в. наступил упадок венецианского стеклоделия. Усовершенствование рецептов известкового стекла в XVII в., распространенного в Чехии под названием богемского хрусталя, вытеснило с евро­пейских рынков хрупкое венецианское стекло.
Особое место в стеклоделия XVI-XVIII вв. занимает испанское стекло. Оно выделяется самобытностью национальных форм, бурной творческой фантазией и богатством налепного декора, органично связанного с формой. В отличие от тонких хрупких венецианских изделий оно изготавливалось из простого массивного необесцвеченного стекла. Здесь можно провести аналогию, пожалуй, лишь с черкасским стеклом XVIII в.
чаша из стекла. венеция Одновременно стало распространяться выдувание мелких стеклянных изделий в пламени паяльных ламп. Эта техника применялась не только при изготовлении бус, пуговиц и т. п. кустарями-стеклодува­ми, но и в сочетании с гутной техникой при изготовлении посуды, особенно в период расцвета венецианского стеклоделия, тайна производства которого строго охранялась.
На протяжении всей дальнейшей исто­рии развития стеклоделия стеклодувная техника служила для развития самых раз­личных отраслей промышленности и ис­кусства. В XVII-XVIII вв. эта техника процветает в Германии и Богемии. Характерно, что для Тюрингии, например, она осталась традиционной. Наш современник Альбин Шедель из города Арнштадта (Тю­рингия) виртуозно владеет стеклодувной техникой. Помимо скульптурок, им изго­товлен целый набор различных вазочек и небольших сосудов из дымчатого и другого стекла.

Долгое время считалось, что найденные при раскопках городов Древней Руси (XI-XIII вв.) изделия из стекла-украшения браслеты, кольца, бусы, посуда, эмали, смальты привозились из Византии, Сирии, Древнего Египта. Но в 1907-1908 гг. археологические раскопки, проведенные под руководством В. В. Хвойко, обнаружили в Киеве остатки стеклоделательной русской мастерской XIв. В Старой Ладоге археологами были найдены стеклянные бусы и следы производства, относящиеся к VII-VIII вв. Раскопки на Славне и на Холопьей улице Новгорода показали, что браслеты носили здесь до XIII-XIV вв. Красивые разно­цветные украшения из стекла находили в большом количестве во всех русских го­родах от Ладоги до Тмутаракани. Ношение браслетов, видимо, было связано с языческими традициями Древней Руси, но их продолжали носить и во времена христианства.
В 988 г. Владимир Святославич своим решением и приглашением византийских мастеров смальтоваров (в связи со строи­тельством Десятинной церкви в г. Киеве) решил судьбу русского стеклоделия.

Первые русские мастера, начав с подражаний византийским мастерам в варке стекла и методам его обработки (выполнение буё и перстней из свинцово-кремнеземного стекла, которое шло на смальту), в 20-30-х годах XI в. изобрели трехкомпонентное стекло калиево-свинцово-кремнеземное, напоминающее современный хрусталь. Это стекло дало возможность перейти к изготовлению посуды и круглых оконных стекол. К этому времени относятся и первые находки русского выдувного стекла.

кубок из стекла. германия Б. А. Рыбаков нашел в Вышгороде и Старом Галиче множество донышек от тонкостенных бокалов из бесцветного, со слабым желтоватым оттенком стекла. Фрагмент подобного бокала хранится во Львовском музее. По нему можно восста­новить первоначальную форму бокалов-широкая невысокая верхняя часть, пере­ходящая в ножку с узким перехватом и глубоко вдавленным дном. Бокал вы­полнялся из одного набора стекла. Стенки и ножка имеют вальцованную форму, что говорит о применении уже в то время вспомогательных рифленых форм. В. А. Богусевич обнаружил стеклоделательную мастерскую на территории Киево-Печер-ской Лавры (относящуюся ко второй по­ловине XI в.). В мастерской были найдены смальты зеленоватого, желтого, синего и красного цветов, а также фрагменты стеклянной посуды из бесцветного и цветного стекла.
Благодаря активному археологическо­му изучению древнерусских городов (Новгорода, Турова, Новогрудка, Москвы, Смоленска, Владимира, Суздаля, Рязани и др.) найдено множество стеклянных изделий. Существенную роль для выявления собственного древнерусского стекольного производства сыграло использование в историко-археологическом исследовании химических и спек­тральных анализов.
В течение всего XI в. и первых десяти­летий XII в. русская стеклянная посуда производилась в небольшом количестве. В Новгороде, например, посуды киевского производства было чуть больше, чем византийской. Это были изделия из жел­товатого стекла, украшенные рельефной цветной нитью или гладкие, элемент украшения которых заключался лишь в распределении стеклянной массы. Залив стекла в нижней части сосуда был окра­шен более интенсивно, в верхней тонко­стенной части желтоватый тон стекла едва заметен. К концу XII в. стеклянной посуды становится очень много. Формы изделий более разнообразны. Мастерами применяются вспомогательные формы для выдувания посуды: гладкие и риф­леные.
Отличительной особенностью русско­го производства XI-XIII вв. было изготовление тонкостенной посуды в основ­ном из желтоватого стекла (калиево-свинцово-кремнеземного). Украшалась она горячим (гутным) способом, цветными (бирюзовыми, фиолетовыми) деталями: рельефными нитями, змейками, маленькими декоративными ручками, налепами в виде пуговок. Формовалась свободно или выдувалась в гладкие или рельефные формы. Византийская посуда того же времени выполнялась из содового стекла (сода - известь - песок). Украшением служили кобальтовые, темно-коричневые, черные стекла на бесцветном и молочные На синем стекле, а также богатая роспись золотом и эмалями.

испанское стекло Древнерусское стекло XII XIII вв. за­нимало видное место в прикладном ис­кусстве своего времени. Разнообразные формы и методы украшения, проверенные многовековым опытом, технические и художественные приемы составили большое культурное наследие, на основе которого развилось художественное стекло в России, на Украине и в Белоруссии. Завоевание монголами Киевской Руси во второй четверти XIII в. приостановило развитие русского стеклоделия.
В XVI в. начали возникать стекольные предприятия - гуты в сельских местностях Украины. К этому времени относятся ко­нической формы рюмки и цилиндрические стаканы, которые найдены были Б. Н. и В. И. Ханенко. Рюмки и стаканы были украшены накладными стеклянными лентами из чуть зеленоватого стекла. Долгое время считали посуду древнерусской. Археолог Ю. Л. Щапова, специально занимающаяся древнерусским стеклом, доказала в своем исследовании, что на Руси XII- XIII вв. толстостенной посуды c гофрированными накладными узорах, и функциональными ручками не производили. В этой связи особый интерес представляют три изделия - два кувшинчика и кружка, найденные И. А. Хойновским Местонахождение этих изделий в настоя­щее время неизвестно, и мы имеем лишь их зарисовки. флакон и кружка из стекла Изделия выполнены в одном стиле-свободное выдувание и общность в приеме декорирования: поддоны образованы из наложенной в го­рячем виде волнисто-изогнутой стеклян­ной ленты, однородны и тянуто-рель­ефные ручки сосудов. Первый из них -  небольшой кувшин желтоватого стекла на­ряден и строен. Его корпус имеет цилиндрическую форму с высоко вытянутым, но несколько расширенным у устья горлом; спирально по корпусу извивается наложенная стеклянная лента. Ручка состоит из двух тянутых жгутов, поддон выполнен в виде розетки из волнисто изогнутого стекла. Приемы украшения флакона очень просты, но сделаны они с чувством меры. Из зеленоватого стекла выполнены кувшинчик (высота 11,5 см) и кружка (8,5 см), найденные там же.
Необходимо упомянуть об экспонате, хранящемся в фондах Государственного Исторического музея. Эта круж­ка, по стилю и характеру изготовления очень напоминающая находки И. А. Хойновского, выдута из бесцветного стекла, высота ее 7 см (несколько меньше, чем у кружки И. А. Хойновского), но округлая форма с мягкими очертаниями корпуса, вольно изогнутая ручка и поддон, украшенный волнистой лентой, говорит о единстве их происхождения. Рассмотренные и подобные им изделия Ю. Л. Щапова относит к XVII вв. (Раскопки южнорусских городов, таких, как Киев, Вышгород, Чернигов и др. ) Действительно, украинские мастера XVII в. свои изделия украшали стеклянными нитями, налепами, волнис­тыми гофрированными лентами и раскраской. Это стекло пользовалось гро­мадным успехом; называлось оно чер­касским.
Для налаживания стекольного про­изводства на заводы, основанные под Москвой и в Москве во второй четверти XVII в. (в пустоши Духанино Дмитровского уезда в 1635 г., в селе Измайлово в 1669 г.), приглашались немецкие, вене­цианские и украинские мастера, которые помогли русским хорошо освоить раз­личные приемы производства.
Гутных изделий, достоверно относя­щихся к XVII в., сохранилось очень мало. На основании литературных источников можно предположить, что они были очень похожи на имеющиеся образцы начала XVIII в.
кубок - шухина Коренной перелом, происшедший в начале XVIII в. в связи с перестройкой всей политической и культурной жизни страны во время царствования Петра I, отразился на всех видах искусства, в том числе и на стеклоделии. В начале XVIII в. центр стеклоделия России переместился из Москвы в окрестности Петербурга - Ямбург и Жабино. Известно, что во втором десятилетии XVIII в. Ямбургским заводом выпускалась посуда, подражающая черкасской, - стеклянные фигурно-лепные скульптуры и «потешные» сосуды. В отличие от украинских они не расписы­вались яркими красками, а изредка укра­шались одноцветными эмалями. Боль­шинство изделий выполнялось из бесцветного или бутылочного зеленого стекла и украшалось наварным стеклом. В несколько ином плане решались так на­зываемые шутихи. Кубки-шутихи с петушком или птичкой-чисто русские, на­родные. К сожалению, нам неизвестны имена мастеров, работавших над созданием этих затейливых, сложных по устройству кубков. Высокое мастерство стеклоделов гуты в использовании декоративных свойств выдувного лепного стекла чрезвычайно ярко было отражено в фигурном стекле. Всевозможные кони, всадники, петухи, бараны, собаки, голуби из бесцветного и зеленоватого стекла в виде сосудов и миниатюрной скульптуры были решены в обобщенной и очень выразительной форме.
конь из стекла. россия Свободное выдувание дает возмож­ность получать разнообразные и неповторимые формы. Различные бутылки, кув­шины, кружки, рукомойники, миски, выполненные из бесцветного не­высокого качества стекла, украшались на­кладными бесцветными нитями и волнисто изогнутыми поддонами. Ручки в большинстве случаев были выдувные, полые. Эти изделия отличались простотой и целесообразностью своих форм. Некоторые из них дополнительно расписывались эмалями, нередко без всякого учета гутной декорировки.   

Стекло, расписываемое эмалями, как правило, датировалось. Большинство подобных предметов относится ко второй половине XVIII в., но в Государственном Историческом музее хранится кувшин, датированный 1724г., с надписью «Сей кувшин черницы Павлы». На нем изображены три сцены из библейской истории Адама и Евы но помимо росписи, кувшин украшен наложенными жгутами и в верхней части - двумя рядами петель из такого же бесцветного стекла, как и сам кувшин.

кувшин из стекла. россия В 30-х годах XVIII в. Ямбуракий стекольный завод был переведен в Петербург, на левый берег реки Фонтанки. Он обеспечивал посудой двор и столичную аристократию. Стекло было бесцветным и, как всякое чистое и блестящее стекло в XVIII в., носило название «хрусталь». Орнаментировалось оно в основном золотом и гравировкой. Для общего рынка работали Мальцевские заводы, сначала под Москвой, в Можайском уезде, а затем, с 1756 г., на реке Гусь (ныне Гусь-Хрустальный) Владимирского уезда, и с 1792 г. завод в деревне Дятьково Брянского уезда. Во второй половине XVIII в. (с 1764 г.) начал работать Бахметьевский завод в селе Никольском Пензенского уезда, который в XIX в. по высокому качеству своей продукции мог конкурировать с Петербургским заводом. Наряду, с хрустальным стеклом на заводах выпускались простые изделия из бутылочного-зеленого и бесцветного стекла, украшаемые стеклом или эмалевой росписью. К середине XVIII в. относится флакон оригинальной формы. Он имеет четыре ребра, покрытых вертикальными волнистыми полосками, и украшен выпусклыми шишечками. Он наряден и затейлив, жидкость заполняет не все пространство флакона, а лишь его полые части (ребра).

рукомойник из стекла. россия Большую роль в развитии русского стеклоделия сыграла деятельность М. В. Ломоносова -основоположника научного стеклоделия. Благодаря его упор­ной работе была усовершенствована тех­нология окраски стекла; это дало возможность создать новую цветовую гамму, значительно обогатившую и оживившую стеклоделие.
В конце XVIII в. выпускаются в основ­ном изделия из цветного стекла: синего, фиолетового, очень редко из красного и зеленого. Большое распространение по­лучило молочно-белое стекло. На рубеже XVIII -XIX вв. стекольная промышлен­ность России налаживает производство свинцового хрусталя, украшая его алмаз­ной резьбой. В производстве Петербург­ского стекольного завода принимали уча­стие ведущие художники и архитекторы-Томон, Росси, Камерон, Воронихин и др., которые оказали влияние особенно на из­делия монументально-декоративного ха­рактера. Несомненно, что в этой работе принимали участие мастера гуты-выду­вальщики. Для выполнения крупных вещей из стекла требовались большой опыт и незаурядное мастерство. В художе­ственной обработке изделий (алмазной резьбе) мастера гуты не участвовали, но они видели готовые образцы и усваивали требования нового стиля. Это, естествен­но, отражалось на их творчестве. кувшин из стекла. россия По­являются сосуды, выполненные в гуте, со строгими монументальными гладкими формами, без рельефных украшений, свойственных началу и середине XVIII в. Элемент затейливости и украшательства как бы перемещается с поверхности изделия внутрь его. Это так называемые Двух-, четырех- и шестичастные графины, стаканы с перегородками внутри. Выполнялись они из бесцветного стекла; декоративный эффект получался при заполнении сосуда разноцветными жид­костями.
Некоторые изделия, относящиеся к на­чалу и первой половине XIX в., продол­жают традиции XVIII в. Так же как и раньше, мастера изготовляют потешные сосуды. Одновременно выпускают совсем гладкое стекло, отличающееся узорным силуэтом и цветом-голубоватое, зеленое, молочное, синее, красное, фиолетовое.
В середине и второй половине XIX в. высоким мастерством отличаются изде­лия, выполненные на Никольско-Бахметьевском заводе Пензенской губернии. Мастера добиваются большой четкости и тонкости в выполнении образцов с венецианской нитью. Интересен кувшин для льда с подносом 1860 г. хранящийся в музее г. Никольска, выполненный в технике «кракле». Следует обратить внимание на техническое изготовление вещи и использование мастером-вы­дувальщиком свойств стекла. Внутрь кувшина вдут шар, имеющий отверстие снаружи, через которое закладывают лед. Стенки кувшина и шара спаяны сте­клянным жгутом наложенным в горячем виде. Наливаемая в кувшин жидкость будет охлаждаться изнутри. Приземистая форма графина-крепыша, покрытая трещинками, напоминающими лед, очень соответствует своему назначению.
графин шестичастный. россия Помимо крупных заводов, в России существовали небольшие заводики, расположенные вдали от городов, в лесах, поближе к сырью и топливу. Некоторые из них начали работать уже в конце XVIII в., большинство - в начале и середине XIX в. Они выпускали продукцию для продажи на ярмарках и местном рынке. У населения бытовали самые разнообразные предметы из стекла: бутыли, банки для солений, опарницы для теста, умывальники, миски, кружки, стеклянные фигурные банки для цветов, керосиновые лампы, лафитники, стопочки, стаканы и др. Посуда вырабатывалась из бесцветного и цветного стекла, была простых и лаконичных форм, удобна в употреблении.
У стеклоделов камского Сюгинского завода был обычай дарить на пасху фи­гурные кувшины для кваса, называемые «пузырями». Об их работе народный ху­дожник РСФСР И. Ефимов писал, что формы сюгинского стекла богаче, мону­ментальнее венецианского. Сюгинские кони, олени, фигурные бочонки представляют собой большую ценность как произведения искусства. Изделия сюгинского стеклозавода имеются в Ижевском музее. Во второй половине XIX в. художественные изделия из стекла меняют свой облик. Варят стекло под яшму и малахит, большое распространение получают изделия, выполненные из черного стекла. Стремление к внешним эффектам приводило к созданию эклектических произве­дений, стекло декорировали, подделывая его под золото, металл, дерево. Среди гутных изделий не встречаются в это время образцы, выполненные в черном или малахитовом стекле. Шире начинают применять цветное прозрачное стекло, особенно в изготовлении фигурно-лепной скульптуры. Часто бесцветное стекло комбинировали с разноцветной стеклянной нитью или крошкой.
ваза, цветное стекло Так же как и в других видах искусства, в стеклоделии получил распространение стиль «модерн» с вялыми, лишенными конструктивности и внутренней логики построения надуманными формами. Из­готовлялись изделия, рассчитанные на ку­печеские и мещанские вкусы, перегруженные орнаментацией, алмазной резьбой и другими видами обработки. Усиленно украшаются алмазной резьбой и дарственными надписями потешные сосуды, графины с яркими петухами, медведями внутри них и др. Изготовляются накомодные украшения из бесцветного стекла, выполненные в технике миллефиори: шары или полушария из литого стекла создают оптический эффект, и цветное стекло, заложенное мозаичными узорами внутри изделия, создает впечатление пышных  цветочных клумб, фантастических грибов и т.д.

После Великой Октябрьской социалистической революции стеклольная промышленность перестраивалась медленно. Необходимость заставляла впервую очередь уделять внимание тяжелой индустрии. В 20-х и первой половине 30-х годов изделия из стекла выпускались в основном по старым дореволюционным образцам. К концу 30-х годов художественное стеклоделие пришло в такое состояние, что требовало немедленного и серьезного вмешательства. Это относилось не только к художественному качеству изделий, но и к составу стекломассы и приемам ее обработки. В развитие технологии производства стекла большой вклад внесли творческие научные коллективы Государственного института стекла МХТИ им. Д. И. Менделеева, кафедры стекла института им. Ленсовета и др.
прибор для ликёра из стекла Большую роль в возрождении совет­ского художественного стеклоделия сыграла В. И. Мухина, замечательный художник-скульптор, возглавившая в 1940 г. цех художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике (ныне Ленинградский завод художественного стекла). Форму и цвет В. И. Мухина считала ос­новными художественными компонентами изделий из стекла. Декорировка стекла только цветом без механической обработки, стала наиболее распространенным приемом в работе Ленинградского экспериментального цеха. Применяя в своих работах и такие забытые виды гутной обработки, как кракле, залив, воздушные пузырьки, цветные нити, вальцование, В. И. Мухина сочетала их с различной окраской стекла. Цвет, рисунок и фактура стекла в каждом отдельном эк­земпляре изделия одной и той же формы получались различными. Намечались весь­ма ценные для художественной промыш­ленности пути решения проблемы выпуска массовых дешевых и разнообразных вещей.
В Советском Союзе первые опыты из­готовления литой скульптуры из стекла были начаты на Ленинградской зеркальной фабрике в 1940 г. по инициативе В. И. Мухиной. Консультантами в разработке моллирования скульптуры были профессора Ленинградского технологического института им. Ленсовета Н. Н. Качалов и В. В. Варгин.
Первая маленькая скульптура по эскизу художника Н. Я. Данько «Красноармеец» была выполнена в тонкой металлической форме, полученной гальванопластическим путем, вторая-бюст А. С. Пушкина по скульптуре И. П. Витали была изготовлена в керамической форме. Опыты были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Лишь в 1948 г. возобновил работу экспериментальный цех художественного стекла. Мастером вместо Вертузаева стал работать его ученик Б. А. Еремин. После войны по проектам В. И. Мухиной были выполнены из стекла моллированные скульптуры «Сидящая фигура» (1947), портрет Н.Н.Качалова (1947), «Женский торс» (1951), голова партизанки («Ветер») и др. Работу, начатую Мухиной, продолжили ленинградские скульпторы Б. Е. Каплян-ский, А. Л. Малахин, А.Э. Сылова и др.  А.Э. Сылова для своих скульптур «Лежа­щий медведь», «Пума», «Выдра» выбирает прозрачное, массивное стекло, так как в матовом они приобретают некоторую расплывчатость. Работая в традициях ани­малистической скульптуры, А. Э. Сылова добилась благородной простоты и лако­низма форм. Работал со стеклом и скульп­тор И. С. Ефимов. Из многих своих эскизов, задуманных еще в 20-х годах, ему удалось выполнить в 1958 г. русалку -«Береговицу».

В феврале 1949 г. экспериментальный цех был реорганизован в завод художе­ственного стекла. Художественным руко­водителем до 1953 г. оставалась В. И. Мухина.
После Отечественной войны в сте­кольную промышленность пришла целая плеяда художников - Б. А. Смирнов, Э. М. Криммер, А. А. Липская, Е. И. Алексеева-Батанова, Е. В. Яновская, Ю. А. Мунтян, Л. Д. Смирнова; позже эту группу пополнили Л. О. Юрген, X. М. Пыльд, А. И. Маева на ленинградском заводе; на другие заводы пришли Н. П. Матушевская, Г. А. Антонова, С. М. Бескинская и много других художников со специальным образованием.
Значительную роль в дальнейшем раз­витии стеклоделия сыграла первая выставка художественного стекла, проводившаяся в Москве и Ленинграде в 1961 -1962 гг. В ней приняли участие ведущие художники и мастера-стеклоделы страны. Здесь были показаны новые образцы из сульфидно-цинкового стекла, разработанные только в СССР, а также изделия с применением стекловолокна, стекла, обработанного ультразвуком и др. 
Из современных гутных образцов зару­бежных стран обращают на себя внимание изделия 50-60-х годов, выполненные в Швеции, Финляндии, Норвегии. Для них характерен подчеркнутый функционализм в формообразовании изделий, а также ряд технологических оригинальных приемов. Следует отметить образцы шведских сте­кольных заводов, например декоративные вазы с рисунком в толще стекла, украшения в виде широких цветных поясов («Грааль» и «ариэль»).
ваза из стекла. чехословакияОднако наибольший интерес представ­ляет стекло Чехословакии. В 1920 г. в Железном Броде образовалась группа во главе с архитектором Алоисом Метелаком, которая поставила своей задачей создать изделия из стекла для самых широких слоев населения. Большой заслугой зтой группы художников было то, что она положила начало новым исканиям в современном чешском стеклоделии. К числу таких передовых деятелей искусства чешского стекла принадлежит и Людвика Смрчкова. Она одна из первых в 1936 г возобновила старый забытый метод гутного стекла, применяя его в новых, совре­менных формах.
Образцы, выполненные чехословацкими мастерами, поражают своей неповторимой красотой. Особенно ярко это выражено в целом ряде изделий, декорируемых в горячем состоянии: пепельницы, сухарницы, вазы для печенья, цветов, декоративные вазы, так называемые «Рапсодии», выполненные из бесцветного толстостен­ного стекла или хрусталя с постепенным изменением нацвета или с цветными вкраплениями. Большинство из них являются произведениями Богуслава и Эмануэля Беранеков, Франтишека Земека и служат характерным примером худо­жественного стиля, получившего развитие в начале 50-х годов только в Чехословакии. Следует отметить разновидность гутных изделий, которые подвергаются дополнительной шлифовке широкими гра­нями. Грань не нарушает общего характера и замысла гутного изделия, а лишь под­черкивает замысел художника. Этот прием является новым в стеклоделии Чехослова­кии и наиболее ярко отражает современный художественный стиль. Всему миру известны изделия из сине-фиолетового «александрита» или золотисто-желтого «элдора», как назвали свое новое стекло на неодимовой и цериевой основе мастера завода «Мозер» в Карловых Варах. Эта посуда, декорируемая только цветом стекла, доведенным мастерами до тончайших оттенков с помощью введения оксидов редкоземельных металлов, была также впервые изготовлена в Че­хословакии. Фиолетовое стекло с темно-пурпурным оттенком и радужной игрой бесконечно меняющейся в зависимости от освещения являются очень редким и неповторимым по своим художественным качествам. Особенно проявляются декоративные особенности этого стекла в толстостенной массе гутных изделий с широкой шлифованной гранью.

Производство декоративной скульптуры из стекла в Чехословакии имеет также большое распространение. По технике изготовления и декоративным особенностям оно делится на два направления: одно-гутное, монолитно-литое и выдувное стекло, другое-скульптура, выполненная стеклодувной техникой. Первое место среди стеклянной скульптуры принадлежит изделиям проф. М. Клингера (Железный Брод), изготовляемым из расплавленного стекла. Его «Петух» и фигурки танцующих женщин, получившие высокую оценку в Брюсселе, а также фигуры выду­вальщиков и цапель, показанные в Москве, представляют значительное явление в стекольном искусстве.
Другим видом скульптуры из стекла являются фигурки, выполненные на газовых горелках из цветных стеклянных палочек и трубок-скульптурная миниатюра. Этот вид скульптуры получил в Чехословакии необычайно широкое распространение и пользуется у населения большим уважением и любовью. Он продолжает давнюю традицию чешских народных умельцев, изготовлявших подобные скульптуры домашним способом. Здесь тоже есть некоторое различие в изготовлении: одни фигурки лепятся из моно­литных, глухих по цвету дротиков, другие выдуваются из полых трубок прозрачного бесцветного или цветного стекла.

Выдающимся художником моделированного стекла является проф. Я. Брыхта (Железный Брод).  Он создал известные всему миру маленькие фигурки людей и животных, отличающиеся исключительной декоратичностью и большой выразительностью. Ярослав Брыхта в тесном сотрудничестве с Мирославом Клингером выполнил интересную группу изделий из цветного литого гутного стекла с моделированными лепными деталями. Соединение гутной техники с моделированным стеклодувным стеклом открывает очень большие, новые в художественном отношении возможности.

Гутная техника в художественно творчестве богато раскрывает технические возможности стекла, пути работы над  новыми изделиями, применение в различном ассортименте разнообразных приемов оформления, о чем наглядно свидетельствуют выставки художественного стекла последних лет, посвященные 60 и 70-летию Советского государства, 100-летию со дня рождения В. И Ленина, XXVII съезду КПСС и др.  

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта