Этот способ заключается в изготовлении декоративных стеклоизделий из стеклянных трубок и стержней в пламени газовой горелки в условиях мастерской и включает как выдувание, так и лепку из сплошного стекла. Стеклодувное искусство развилось на базе стеклодувной техники, которая и в настоящее время в широком масштабе применяется для изготовления электро- и радиоламп, химических и физических лабораторных приборов, химической лабораторной посуды, медицинского инструментария, термометров и т.д.
Мастер-стеклодув в отличие от мастерра-выдувалыцика, работающего в гуте, работает в комнате, сидя за столом. При помощи не менее искусных приемов, какими владеет выдувальщик, а также прибегая к выдуванию стеклодув изготовляет сложные стеклянные предметы из «дротов», т. е. готовых трубок и стержней, разогревая их в пламени стеклодувной горелки. В настоящее время этот вид художественного творчества определяется как самостоятельный. Он был распространен еще задолго до появления выдувного гутного стекла. В Древнем Египте в период Нового царства различные украшения — бусы, перстни, а также миниатюрные фигурки птиц, рыб и другие стеклоизделия были получены в результате соединения и спекания палочек, нитей и зерен цветного стекла, что до некоторой степени напоминает современные стеклоизделия, выполненные путем лепки стекла в пламени горелки. Стеклянные трубочки могли быть получены путем наматывания нитей стекла на металлический стержень или же путем растягивания предварительно выдутой стеклянной заготовки.
Стеклодувное производство в России получило широкое распространение в середине прошлого столетия на стекольном заводе в Корчевском уезде Тверской губернии, где работал мастер Г. С. Орлов. Работа производилась на масляной паяльной лампе. Позднее стеклянные трубки стали выпускать на Круговском заводе районе г. Клина. Изготовлялись преимущественно бусы, аптечные предметы, а также елочные украшения. Постепенно появились керосиновые и газовые паяльные лампы с мехами. Начиная с 90-х годов стеклодувную технику освоил сын Г. С. Орлова - М. Г. Орлов. Он организовал стекольный завод в Клину и на станции Спирово Тверской губернии, где изготовлялись аптекарская и химическая посуда и трубки для стеклодувного дела. После революции и до настоящего времени Клинский завод продолжает выпускать трубки для стеклодувных работ.
В Советском Союзе одним из первых художников, освоивших стеклодувную технику, стал Л. Сморгон, который работал на Ленинградском заводе художественного стекла. В конце 50-х годов он выполнил целую серию гротескных скульптурок из стеклянных литых палочек. Затем стеклодувное искусство стало постепенно развиваться и на других заводах. В. Гинзбург организовал мастерскую во Львове. Пробуют свои силы мастера в Гусь-Хрустальном, на Неманском заводе и других мастерских.
В 1966 г. на заводе «Стеклоремонт» (ныне Калининский стекольный завод) в г. Калинине была организована специализированная мастерская по выпуску полых стеклодувных художественных изделий. Большой вклад в формирование художественного направления и в организацию серийного выпуска стеклоизделий внес главный художник завода М. М. Маршумов.
В 1960 г. была организована художественная стеклодувная мастерская под руководством мастера Л. В. Волкова, который до этого многие годы работал на заводе и в совершенстве овладел сложнейшим мастерством по выдуванию разнообразных физических приборов и других технических стеклоизделий. В МВХПУ в полной мере проявился талант Л. В. Волкова как художника, великолепно владеющего стеклом. Его стеклянные миниатюры поражают смелой фантазией, сочетающейся с правдивостью образов, а также непревзойденным мастерством технического исполнения. Это в большей степени относится к его крупным скульптурам, выполненным в пламени газовой горелки.
Учеником Л. В. Волкова является и своеобразный художник стеклянной скульптуры ныне кандидат искусствоведения, профессор Ю. П. Сергеев, в настоящее время целиком посвятивший себя стеклодувному искусству.
В своей дипломной работе «Сувенир для Большого театра СССР» Ю.П. Сергеев создал целую серию скульптур на тему популярных опер и балетов. Работой руководил доцент кафедры художественной керамики и стекла Н. С. Селезнев. Ю. П. Сергеевым были собственноручно воплощены в стекле и персонажи русских былин: богатыри, боярышни, стрельцы и пр. Разнообразие вносят жанровые фигурки: "Девушка с прялкой", "Девушка с коромыслом" и др. Работы Ю. П. Сергеева на тему «Русский сувенир» выражают стремление к выразительности, психологической характеристике, которая достигается двумя-тремя условно решенными деталями. Мягкость, текучесть линий, плавное изящество силуэта фигуры женщины в кокошнике определяется свойствами самого стекла. Подчеркнутая вытянутость всей фигуры, ее объемность, обусловленные материалом и техникой, помогают художнику выявить замысел.
Художник Ю. П. Сергеев продолжает свои поиски в развитии стеклодувного искусства, работая над созданием композиций, выполняемых непосредственно в стекле (декоративных бутылей, ваз для цветов, бокалов, ювелирных украшений).