Стекло в интерьере » Blog Archive » Моллирование стеклоизделий
Май 16

ваза из стекла Моллированием (от франц. mollir - размягчаться, течь) называется способ формирования стеклянной скульптуры и рельефов путем заполнения огнеупорной формы размягченной стекломассой под действием собственного веса последней. Моллирование может быть осуществленно с разрушением формы или с использованием цельных или разборных неразрушаемых форм. В СССР работы по моллированию стеклянной скульптуры впервые были проведены по инициативе и при непосредственном участии В.И. Мухиной. В 1947 г. на каферде стекла Ленинградского технологического института проф. В.В.Варгин и Е.В. Пахомова возобновили экспериментальную работу по стеклянной скульптуре и разработали новый метод моллирования.

По этому методу моллирование скульптуры осуществляется в лабораторных печах с использованием холодных стеклянных заготовок. Кроме того, моллирование можно производить и по методу Ленинградского завода художественного стекла. Этот метод применяют при серийном изготовлении стеклянных скульптур на заводе из расплавленной стекломассы.

И в том и в другом случае моллирование осуществляется с применением восковой выплавляемой модели, по которое«изготовляют рабочую огнеупорную форму. Процесс изготовления восковой (в некоторых случаях парафиновой) модели складывался из следующих операций.
Скульптор представлял модель буду­щей стеклянной скульптуры в натуральную величину, выполненную из глины или пластилина. С этой модели снимали предварительную гипсовую форму, состоящую из нескольких частей, т.е. так называемую черновую форму. В этой форме вновь фор­мовали (отливкой) модель, но уже из гипса, с тем чтобы автор имел возмож­ность окончательно ее доработать. Затем с гипсовой модели снимали рабочую гип­совую кусковую форму. На водяной бане растапливали легкоплавкую восковую смесь (воск с небольшой примесью пара­фина и церезина) и заливали эту смесь в кусковую гипсовую форму. После за­стывания воска указанную форму разбирали по частям и извлекали из нее восковую модель, которую тщательно зачищали, так как на ней нередко отпечатывались швы, соответствующие линиям разъема формы.
По методу кафедры стекла Ленинград­ского технологического института на полученную модель намазывали тестообразную смесь, состоящую из огнеупорной глины, шамота, асбестовой муки. В ту порцию, которая намазывалась непосредственно на модель, добавляли еще и графит во избежание сцепления стекла со стенками формы; таким образом огнеупорная форма получалась двухслойной. Полученную форму сушили в течение трех-пяти суток, затем воск выплавляли горелкой. Форму осторожно обжигали при температуре 850 С и охлаждали до ком­натной температуры. Затем в огнеупорную форму укладывали цельную глыбу стекла. Если же положить несколько более мелких кусков стекла, то, разумеется, в процессе моллирования они сплавятся, однако при применении хрустального стекла на границе раздела отдельных кусков получается нежелательный мутный след.  Режим моллирования зависит от толщины скульптуры. Он включает следующие стадии:

  1. разогрев формы со стеклом до температуры моллирования, равной 850.. .900°С;
  2. выдержку в течение 1 …2 ч при температуре моллирования; охлаждение отмоллированной скульптуры вместе с формой до температуры отжига стекла 500…550°С;
  3. выдержку при температуре отжига; очень медленное охлаждение на 100°С ниже температуры отжига;
  4. охлаждение до комнатной температуры.

Львица из стеклаВ зависимости от толщины скульптуры моллирование длится от нескольких часов до нескольких суток. Удобнее всего осу­ществлять процесс моллирования по способу кафедры стекла ЛТИ в камерных электрических печах, снабженных прибором, позволяющим регулировать температуру. При моллировании скульптуры из цельной стеклянной глыбы разогрев до температуры моллирования следует вести осторожно, чтобы эта глыба не растрескалась. При температуре моллирования стеклянная глыба размягчается и под действием собственной массы заполняет огнеупорную форму. Следовательно, в верхней части формы необходимо иметь борта или воронку, куда можно было бы поместить эту стеклянную глыбу. По окончании моллирования форму со стеклом и влекают из печи. Хрупкую форму осторожно разбивают и освобождают скульптуру. Последнюю можно подвергнуть дополнительной механической обработке или травлению.   
Согласно методу моллирования, -военному на Ленинградском заводе хужественного стекла, восковую модель готовят так же, как и в предыдущем случае. 
Отличие этого метода заключается в том, что восковая модель заливается текучим шликером огнеупорного материала. Для приготовления шликера готовят следующую смесь сухих материалов, %: гипс-65, асбест-25, огнеупорная глина-10.
Эта смесь затворяется в воде при соотношении 1 :1 до состояния жидкого теста. Модель устанавливают в опалубке на глиняной подставке, размеры которой соответствуют размерам воронки, через ко­торую в форму будет загружаться стекло­масса. Гипс и глина должны быть просеяны через сито 900 отв/см2, а асбест -36 отв/см2.

Между глиняной подставкой и моделью предусматривается перешеек для вытапливания воска. В процессе моллирования стеклоизделий через канал, образованный этим перешейком, полость формы заполняет расплавленная стекломасса. Необходимо, чтобы при заливке шликер покрыл верхушку модели слоем толщиной не менее 5 см. Такой же должна быть минимальная толщина стенок формы. Через некоторое время благодаря присутствию гипса огнеупорная масса схватывается (затверде­вает). Так как в этой массе присутствует глина, то по сравнению с чистым гипсом затвердевание занимает несколько больше времени. Опалубку разбирают и форму сушат сначала при температуре около 50 С. При этом удаляется избыточная вода. Затем при температуре 80… 100 С из формы вытапливают воск, который собирают для повторного использования. Форму обжигают при температуре 850 С.

Другое отличие данного метода моллирования заключается в том, что стекломассу набирают непосредственно из стек­ловаренной печи. Стеклу, находящемуся в пластичном состоянии, придают конфи­гурацию, позволяющую установить ком размягченной стекломассы в верхней ча­сти огнеупорной разогретой формы. Для этого форму либо выдвигают на короткое время из печи, где она обжигалась, либо ком стекла вводят в эту печь и осторожно опускают в форму.
фрагмент витража из стеклаПри серийном молнировании скульптур в печи может находиться одновременно несколько форм. После укладки размяг­ченного стекла температуру в печи повы­шают до 900°С, в результате чего стекло­масса под действием собственного веса заполняет полость формы. Далее, как и в предыдущем случае, осуществляется ох­лаждение до температуры отжига, и наконец, окончательное охлаждение стеклоизделия.

Скульптурная модель для моллирования должна быть выполнена таким образом, чтобы в огнеупорной форме не было никаких преград затеканию стекломассы, резких выступающих деталей и резких изменений толщины. Тот факт, что для изготовления форм, применяющихся при моллировании, используют гипс, глину, и асбест, объясняется следующими причинами. Гипс обеспечивает хорошую формуемость огнеупорной массы, четко воспроизводит все детали скульптуры и дает гладкую рабочую поверхность формы. Глина обеспечивает высокую механическую просчность формы при температуре моллирования, когда механическая прочность гипса практически равна нулю. Асбестовая крошка позволяет получить материал с высокой пористостью, способствующей выходу воздуха через стенки формы в процессе заполнения последней стеклом.

Желательно совпадение коэффициентов термического расширения материала формы и стекла во избежание возникновения сильных механических напряжений при охлаждении формы со стеклом. Для получения моллированных рельефов архитектурного назначения готовятся,-как правило, цельные неразрушаемые формы. Их можно выполнить из той же огнеупорной гипсо-керамической массы, которая применяется для моллирования круглой скульптуры. Повторяющиеся (серийные) изделия можно выполнять в керамических формах. При толщине стекла от нескольких сантиметров и более очень эффектно выглядит контррельеф, т.е. обратный рельеф, который просматривается через толщу стекла. Это специфиче­ский для стекла вид скульптурной пластики, возможной в силу прозрачности стекла как материала. Интересные цветные стеклянные контррельефы для витражей впервые в 50-х годах выполнили этим спо­собом чешские художники С. Либенскии и И. Заградникова-Брыхтова.

фрагмент витража искусство При моллировании рельефа можно предварительно заполнить стеклом дургого цвета или же крошкой того же самого стекла углебления в форме. Это дает дополнительный декоративный эффект. рельеф можно отмоллировать и в тонком листовом стекле предпочтительно насыщенного цвета. Для этого достаточно такой лист положить, например, на гипсо - керамическую рельефную плиту и нагреть до 800 С. Во избежание прилипания стекла керамическую подкладку следует предварительно покрыть тонким слоем разведенного на воде каолина.
В лабораторном освоении техники моллирования, начатой еще в 1962 г. студентами IV курса МВХПУ (б. Строганов­ское) Г. А. Гущиным, Г. Лавровской, Фан-Ба-Тхо, Нгуен-Ба-Ань для выполнения их витражей (руководитель В. П. Статун) и продолженной дипломантом В. П. Аме­линым в 1969 г. (руководитель М.Л. Не-стеренко), получены интересные пластиче­ские решения, освещающие различные художественные направления, куда отно­сятся: круглая скульптура, высокий го­рельеф и глубокий контррельеф; низкий барельеф и неглубокий контррельеф; деко­ративная и светорассеивающая фактура. Были выполнены стеклоизделия, в которых нашли свое применение вышеперечисленные приемы пластических решений: круглая декоративная анималистическая скульптура; памятные настольные медали и плакетки; настольные стеклоизделия различного вида, сувенирного назначения, а также бижутерийного характера; светорассеивающее фактуренное стекло для витражей; рельефное листовое стекло для витражей; горельефное стекло для витражей; декоративные светильники и другие детали архитектурного назначения.
Дипломная работа В. П. Амелина (оформление стен в комнате сказок Дворца пионеров г. Калинина)-серия декоративных настенных вставок выполнена с учетом их назначения и места: образы фантастических героев сказок, рыб, птиц делают уместной несколько условную, приближающуюся к народной трактовку пластической формы. Характер рельефа, находящегося в слое стекла, подчеркивает своеобразное свечение контуров изображения, как бы окруженных световоздушной средой и вместе с тем хорошо вписывающихся в плоскость стены.

Метод моллирования скорее подходит не для массового, а для серийного и даже уникального использования в отдельных вещах высокого художественного значения. Этот метод наиболее оправдан для создания первых образцов в материале (макетов в стекле) - будущих стеклоизделий под пресс или литье в лабораторных условиях, а на производстве он использован для изготовления серийных стеклоизделий или крупногабаритных деталей архитектурного назначения, в том числе для витражей.

декоративная настенная вставка Трудности, возникающие при методе моллирования, связаны с отжигом.
Особой разновидностью моллирования является спекание стекол, а также припекание мелких деталей из стекла (стеклянной крошки) к готовым изделиям путем вторичного разогрева стекла. Способ спекания применяли еще в древности для получения мозаичного стекла, когда прибегали к сплавлению цветных стеклышек, уложенных по определенному рисунку друг с другом. Спекание т.е. вплавление одного стекла в другое, может быть с успехом использовано также при выполнении витражных стекол. Например, можно вплавлять мозаику из нарезанных по шаб­лону или просто подобранных по заданно­му контуру кусочков цветного стекла в лист бесцветного стекла толщиной 4…6 мм. При температуре 600…700 С кусочки цветного стекла будут все же выступать над поверхностью стеклянной подложки, а при температуре 700…800 С совершенно вплавятся в нее.
Для использования способа спекания в витражах необходимо специально брать стекла с одинаковым коэффициентом термического расширения как у бесцветной теклянной основы, так и у цветного стека для наложения поверх него.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта