Стекло - искусственный материал, который по своим свойствам близок к камню. Поэтому стекло так же как камень, можно гранить, гравировать, украшать резьбой, процарапывать на нем орнаменты и рисунки.
С изобретением прозрачного стекла и освоением нового способа формования выдувания начинается массовое изготовление стеклянных предметов. Крупнейшим центром стеклоделия в I в до н. э. была Александрия.
Попытки гравировать стекло ручным инструментом известны с VIII в до н. э.
Об этом свидетельствует ваза, на которой выгравирован лев и клинописная надпись с именем царя Саргона (Ассирия). Вогнутыми шлифованными ямками украшен сосуд для благовоний из Музея искусств в городе Толедо (Испания). Этот редкий образец античного стекла, по-видимому, изготовлен в Египте в 668 626 гг. до н.э. Украшение корпуса сосуда вогнутыми шлифованными ямками, так называемыми лунками, а также гранение горлышка - очень характерные для стекла приемы. Ими до сих пор продолжают пользоваться при гранении стекла абразивными камнями.
В середине III в н.э. александрийские стекольные мастерские ввели технику декорирования стекла при помощи точильного станка с вращающимся абразивным кругом (прообраз современного станка для выполнения резьбы на стекле). Александрийцы так усовершенствовали свое оборудование, что смогли выполнять рисунки прорезая на поверхности стекла довольно глубокие канавки. Эти элементы уже напоминают более позднюю резьбу по английскому хрусталю. Кроме того, предметы украшали гранями и легкой линейной резьбой (матовые полоски).
Александрийские мастера использовали и приемы рельефной резьбы по камню. Однако исполнение в стекле гравированных скульптурных изображений (камеи)было трудоемким, так как стекло чрезвычайно твердый и хрупкий материал. К этому виду искусства относится самый знаменитый образец художественного стекла-«Портландская ваза». Она сделана из двухслойного стекла: белое («молочное») стекло было нанесено поверх голубого. В слое молочного стекла, который местами снят до голубого фона, искусно вырезаны вручную изображения персонажей гомеровского эпоса, как предполагают, обручение Фетиды и Пелея. Толщина слоя молочного стекла достигает 5 мм. Интересно, что на донышке вазы выполнен также барельеф-голова Париса.
К этому времени относятся стеклянные сосуды-диатреты. Они украшены сеткой, не прилегающей к стенкам самого предмета. Сетка прикрепляется к нему в отдельных точках при помощи небольших стерженьков. В церкви св. Марка в Венеции хранится сосуд с весьма искусно выполненной сетчатой плетенкой и барельефным фризом с изображением охоты. По-видимому, при изготовлении таких сосудов применялся механический способ доработки - подскабливание.
Все древние стекла с изобразительной гравировкой, найденные в Древнем Египте и на Западе, вероятнее всего, александрийского производства. Не исключено, что многие образцы, обнаруженные на территории Древней Галлии и Германии, были обработаны мастерами, приехавшими с Востока. Изредка детали гравировки, выполненной на точильном станке, дополнялись точечной гравировкой при помощи алмаза или острого осколка кремния.
В Самарре, на Тигре и в Двине, древней столице Армении, найдены относящиеся к IX в. н. э. прозрачные и почти бесцветные стекла с разным растительным орнаментом. Самые замечательные образцы этого стекла представляют собой фрагменты гравированных сосудов, выполненных накладного стекла. Место происхождения этого великолепного стекла является спорным. Однако можно предположить. что образцом для резчика стекла были изделия из горного хрусталя. В Персии (территория современного Ирана) эпохи Сасанидов (226-651 гг. н.э.) была распространена резьба по горному хрусталю. Граверы по стеклу из Самарры были древне-иранского происхождения.
Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в Х-XI вв н.э. Из больших кристаллов кварца вырезали кувшины, кубки, флаконы, статуэтки, шахматные фигурки. Поверхность стеклоизделия гранили или украшали гравировкой. Центром резьбы по горному хрусталю был город Басра. Стеклоизделия восточных гранильщиков очень ценились в средневековой Европе.
Возникновение способа гравирования стекла нанесением точек при помощи алмаза относится к раннему венецианскому стеклу. Сохранились чаши и блюда с кружевной декоративной каймой. На бокалах встречаются растительные мотивы, а также изображения птиц и животных. Для тонкого венецианского стекла XVI -XVII вв. этот способ был не применим.
Алмазные острия применял гравер Антон Лисли, который работал во Франции и в Англии в XVI в. Этот способ гравирования стекла получил довольно широкое распространение в Голландии на протяжении XVI - XVIII вв. Следует отметить тонкую и выразительную работу над «каллиграфическим узором». Поверхность стеклоизделия сплошь покрывали тонко процарапанными плавно изогнутыми линиями, в которые вплеталось какое-нибудь изречение. Этот стиль декорирования получил известность благодаря первой женщине-художнице, граверу по стеклу Анне Висшер (1583-1651). Голландские художники, как правило, работали на английском «гладье» (необработанные стеклоизделия). Типичным только для Голландии способом Декорирования стекла является пунктирное «выбивание». По сравнению с процарапыванием при помощи алмаза это шаг вперед. Техника пунктирного выбивания очень трудоемка, но зато она является тонкой и выразительной. Ее успешно применяли художники Гринвуд (1680-1761) и Вольф (ум. в 1793 г.). Они выполняли очень тонкие рисунки на стекле, в том числе портреты и копии с работ Рембрандта.
Гравирование стекла при помощи маленьких медных кругов впервые применил чешский мастер Каспар Леман (1570-1622). Он основал Пражскую школу граверов по стеклу. Учениками Лемана были Швангардты (отец и сын), которые с 1622 г. обосновались в Нюрнберге (Германия). Они усовершенствовали технику Лемана, применив полировку. Работы Нюрнбергской школы являются первоклассными художественными произведениями, превосходными как но рисунку, так и но технике исполнения. В начале XVIII в. гравирование медными кругами широко распространилось в Чехии, Силезии и Германии. Голландские граверы второй половины XVIII в. достигли замечательной виртуозности в изображении пейзажей, нередко морских, на криволинейной поверхности бокалов и кубков.
В России гравировка медными кругами получила распространение в Петровскую эпоху. До нас дошли некоторые стеклоизделия (кубки) Ямбурского завода. На сохранившемся фрагменте одного из них изображен профильный портрет Петра I. Вокруг-подпись, приветствующего Петра I. Для русских кубков начала XVIII в. характерны ясность и простота построения орнамента, четкость членений и монументальность самих форм стеклоизделий. Большую часть стекла оставляли свободной от рисунка, благодаря этому изображение становилось очень выразительным. Интерес представляют кубки середины XVIII в., где гравировка сочетается со шлифованием. В Чехословакии на протяжении ХVIII и XIX вв. матовая гравировка была распространена довольно широко.
В конце XVIII в. в Англии возникла алмазная резьба хрусталя, так как в зто время Равенкрофт разработал состав свинцового хрусталя, пригодного для резьбы. Уже в конце XVIII-начале XIX вв. конкурентами Англии в зтой области стали Чехия, Франция и Россия. В России искусством мастеров по обработке хрусталя был создан особый стиль «русская резьба». Особенности этого стиля можно найти в декоративных элементах орнаментальной выемчатой резьбы по дереву, например на русских прялках или рубелях XVII-XVIII, начала XIX вв. Характерными элементами русской резьбы являются крупные резные «солнца» в сочетании с ограненными площадками чистого стекла, так называемые «камни». Крупные резные элементы контрастировали с гладким нетронутым стеклом и ярко горели на более темном фоне. Этот стиль получил широкое признание даже в Англии, где впервые применили технику глубокой резьбы по хрусталю. Само название «русская резьба» возникло за рубежом.
По выполнению замечательно украшенных алмазной резьбой монуметальных декоративных предметов русские мастера не знали себе равных. Лучшим были изделия Петербургского завода. Примером использования стекла для интерьера является умывальный прибор арх. Д. И. Воронихина. Мастера Петербургского завода виртуозно владели техникой алмазной резьбы на хрустале, выполняли различные виды ее: «ананасную», ребриковую, репкой, горошиной, островерхую.
В конце XIX-начале XX в. декорирование стекла в холодном состоянии получает широкое распространение как для изготовления уникальных дорогих стеклоизделий, так и для серийно-массового производства.
В Финляндии известная компания Кархула, основанная в 1888 г., к концу века начала делать хорошее по качеству стекло. Гравированный хрусталь этой фирмы конкурировал на мировом рынке с английским.
Во Франции работал Эмиль Галле (1846-1904), который непрестанно экспериментировал в области новых приемов художественного декорирования стекла. Одним из его достижений была особая разновидность кислотной гравировки (травление). В 1897 г. он применил этот способ для обработки цветного непрозрачного стекла, а в дальнейшем проделал множество опытов с накладным прозрачным стеклом. Открытая им разновидность травления стекла получила название «Техника Галле». В этой технике Галле и его последователями был выполнен ряд сложных композиций с использованием многослойного цветного стекла.
В Америке стекло начали производить в начале XVII в. голландские и польские мастера. Затем были привезены итальянские мастера из Лондона и т.д. До 1825 г. влияние иностранных мастеров было так велико, что вместо национального американского стиля стекло отражало эклектическое смешение европейских художественных направлений. Изобретение машинного способа прессования стеклянных изделий в 1827 г. в г. Сэндвич (штат Массачусетс, США) распространило новое прессованное стекло. Свою роль в развитии американского стеклоделия сыграли Кэмбриджская стекольная компания (штат Огайо, 1901 г.) и ряд других.
В США одно из первых мест в области современного стеклоделия принадлежит заводу «Стюбенское стекло», находящемуся в г. Корнинг, штат Нью-Йорк, и подчиненному крупнейшему стекольному концерну «Корнинг глас уоркс». Этому концерну принадлежит также научно-исследовательский комплекс «Корнинг глас центр», к которому относится известный музей художественного стекла, а также издательский отдел по художественному стеклоделию. Завод «Стюбенское стекло» получил широкое признание благодаря высокому качеству своей продукции. В особенности известны стеклоизделия из хорошего свинцового хрусталя, украшенного шлифованием и матовой гравировкой, выполняемой в большинстве случаев по заказным рисункам известных художник мира.
Во второй половине XIX в. в Австрии работал талантливый художник Людвиг Лобмейер, который создал ряд интересных произведений в традиционной технике гравированного стекла. Известно также имя чехословацкого гравера Коло Мозера, который основал существующее и поныне предприятие «Карловарское стекло Мозер». В начале 50-х годов XX в. в Чехословакии снова возрождается техника гравированного стекла; в зтой области работают известные художники Лишкова, Платек, Смрчкова, Котик, Глава и др.
Большого успеха за два столетия достигло шведское производство стекла. Завод «Коста» (основан в 1741 г.) изготовлял прекрасное гравированное стекло; в зтой области плодотворно работал художник Элис Берг. В настоящее время заслуженной известностью пользуются стеклоизделия завода «Оррефорс». В 20-х годах XX в. на этом заводе начали работать такие художники, как Гейт, Хальд, Линдстранд. Более опытным в гравировке был Гейт. Он часто изображал обнаженные человеческие фигуры, выполняя их в стиле интальо, в иллюзорном рельефе.
Большую роль в развитии эстонского стеклоделия сыграла шведская художественно-промышленная выставка в Таллине в 1934 г. Она показала новое направление в характере производства, где ведущую роль стал играть заводской художник. Экспонировалось стекло художников Симона Гейта, Эдварда Хальда и Вике Линдстранда. Начало развития эстонского художественного стекла можно отнести к 1937 г., когда М.Х. Роосма показал свои первые гравированные вазы на Всемирной выставке в Париже. Роосма являлся основоположником эстонского гравированного стекла. В его первых работах «Русалка», «В поле» в отличие от ранее сложившегося характера подражания немецким и шведским образам ощущается интерес к национальной тематике, которая остается ведущим мотивом на протяжении всего дальнейшего творческого пути художника. Роосма усовершенствовал свое техническое мастерство гравера по стеклу в Чехословакии. Он много работал в технике скульптурной и линейной гравировки стекла медными кругами, а также разрабатывал приемы пластической шлифовки стекла (так называемая кугелентехника).
Здесь следует отметить лишь отдельные выдающиеся работы художника. Ваза «Юрьева ночь» посвящена 600-летию крестьянского восстания 1343 г. против рыцарей-крестоносцев. Ваза «Рыбы» (1955) является новым шагом в творчестве Роосма; в этой работе он прибегает к смелой стилизации природы. Ваза имела большой успех на выставке в Москве в 1956 г. «Вирго» (1956), «Водяные», «Страж цветка папоротника» (1956), «Песнь об острове Муху» (1957), «Эпос Калева» (1947-1959); ряд ваз и другие работы говорят о большом творческом подъеме художника.
Свой многогранный опыт в области художественного гравирования Макс Роосма на протяжении тридцатилетней педагогической деятельности передал целому ряду эстонских художников по стеклу. Его ученики продолжают развивать традиции этой школы, работая на различных заводах нашей страны.