Май 17

Краткая история холодной обработки стекла Стекло - искусственный материал, который по своим свойствам близок к камню. Поэтому стекло так же как камень, можно гранить, гравировать, украшать резьбой, процарапывать на нем орнаменты и рисунки.
С изобретением прозрачного стекла и освоением нового способа формования выдувания начинается массовое изго­товление стеклянных предметов. Крупнейшим центром стеклоделия в I в до н. э. была Александрия.
Попытки гравировать стекло ручным инструментом известны с VIII в до н. э.

портландская ваза Об этом свидетельствует ваза, на которой вы­гравирован лев и клинописная надпись с именем царя Саргона (Ассирия). Вогнутыми шлифованными ямками украшен сосуд для благовоний из Музея искусств в городе Толедо (Испания). Этот редкий образец античного стекла, по-видимому, изготовлен в Египте в 668 626 гг. до н.э. Украшение корпуса сосуда вогнутыми шлифованными ямками, так называемыми лунками, а также гранение горлышка - очень характерные для стекла приемы. Ими до сих пор продолжают пользоваться при гранении стекла абразивными камнями.
В середине III в н.э. александрийские стекольные мастерские ввели технику декорирования стекла при помощи точильного станка с вращающимся абразивным кругом (прообраз современного станка для выполнения резьбы на стекле). Алек­сандрийцы так усовершенствовали свое оборудование, что смогли выполнять ри­сунки прорезая на поверхности стекла до­вольно глубокие канавки. Эти элементы уже напоминают более позднюю резьбу по английскому хрусталю. Кроме того, предметы украшали гранями и легкой ли­нейной резьбой (матовые полоски).
Александрийские мастера использовали и приемы рельефной резьбы по камню. Однако исполнение в стекле гравированных скульптурных изображений (камеи)было трудоемким, так как стекло чрезвычайно твердый и хрупкий материал. К этому виду искусства относится самый знаменитый образец художественного стекла-«Портландская ваза».  портландская ваза. вид снизуОна сделана из двухслойного стекла: белое («молочное») стекло было нанесено поверх голубого. В слое молочного стекла, который местами снят до голубого фона, искусно вырезаны вручную изображения персонажей гомеровского эпоса, как предполагают, обручение Фетиды и Пелея. Толщина слоя молочного стекла достигает 5 мм. Интересно, что на донышке вазы выполнен также барельеф-голова Париса.
К этому времени относятся стеклянные сосуды-диатреты. Они украшены сеткой, не прилегающей к стенкам самого предмета. Сетка прикрепляется к нему в отдельных точках при помощи небольших стерженьков. В церкви св. Марка в Ве­неции хранится сосуд с весьма искусно вы­полненной сетчатой плетенкой и барель­ефным фризом с изображением охоты. По-видимому, при изготовлении таких со­судов применялся механический способ доработки - подскабливание.
диатрета Все древние стекла с изобразительной гравировкой, найденные в Древнем Египте и на Западе, вероятнее всего, александрий­ского производства. Не исключено, что многие образцы, обнаруженные на терри­тории Древней Галлии и Германии, были обработаны мастерами, приехавшими с Востока. Изредка детали гравировки, вы­полненной на точильном станке, дополня­лись точечной гравировкой при помощи алмаза или острого осколка кремния.
В Самарре, на Тигре и в Двине, древней столице Армении, найдены относящиеся к IX в. н. э. прозрачные и почти бесцветные стекла с разным растительным орнаментом. Самые замечательные образцы этого стекла представляют собой фрагменты гравированных сосудов, выполненных накладного стекла. Место происхождения этого великолепного стекла является спорным. Однако можно предположить. что образцом для резчика стекла были изделия из горного хрусталя. В Персии (территория современного Ирана) эпохи Сасанидов (226-651 гг. н.э.) была распространена резьба по горному хрусталю. Граверы по стеклу из Самарры были древне-иранского происхождения.
Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в Х-XI вв н.э. Из больших кристаллов кварца вырезали кувшины, кубки, флаконы, статуэтки, шахматные фигурки. Поверхность стеклоизделия гранили или украшали гравировкой. Центром резьбы по горному хрусталю был город Басра. Стеклоизделия восточных гранильщиков очень ценились в средневековой Европе.
Возникновение способа гравирования стекла нанесением точек при помощи алмаза относится к раннему венецианскому стеклу. Сохранились чаши и блюда с кружевной декоративной каймой. На бокалах встречаются растительные мотивы, а также изображения птиц и животных. Для тонкого венецианского стекла XVI -XVII вв. этот способ был не применим.
Алмазные острия применял гравер Антон Лисли, который работал во Франции и в Англии в XVI в. Этот способ гравирования стекла получил довольно широкое распространение в Голландии на протяжении XVI - XVIII вв. Следует отметить тонкую и выразительную работу над «каллиграфическим узором». Поверхность стеклоизде­лия сплошь покрывали тонко процарапанными плавно изогнутыми линиями, в которые вплеталось какое-нибудь изречение. Этот стиль декорирования получил известность благодаря первой женщине-художнице, граверу по стеклу Анне Висшер (1583-1651). Голландские художники, как правило, работали на английском «гладье» (необработанные стеклоизделия). Типичным только для Голландии способом Декорирования стекла является пунктирное «выбивание». По сравнению с процарапыванием при помощи алмаза это шаг вперед. Техника пунктирного выбивания очень трудоемка, но зато она является тонкой и выразительной. Ее успешно применяли художники Гринвуд (1680-1761) и Вольф (ум. в 1793 г.). Они выполняли очень тонкие рисунки на стекле, в том числе портреты и копии с работ Рембрандта.
фрагмент кубка из стекла Гравирование стекла при помощи ма­леньких медных кругов впервые применил чешский мастер Каспар Леман (1570-1622). Он основал Пражскую школу граверов по стеклу. Учениками Лемана были Швангардты (отец и сын), которые с 1622 г. обосновались в Нюрнберге (Гер­мания). Они усовершенствовали технику Лемана, применив полировку. Работы Нюрнбергской школы являются перво­классными художественными произведе­ниями, превосходными как но рисунку, так и но технике исполнения. В начале XVIII в. гравирование медными кругами широко распространилось в Чехии, Силезии и Гер­мании. Голландские граверы второй половины XVIII в. достигли замечательной виртуозности в изображении пейзажей, нередко морских, на криволинейной поверхности бокалов и кубков.
В России гравировка медными кругами получила распространение в Петровскую эпоху. До нас дошли некоторые стеклоизделия (кубки) Ямбурского завода. На сохранившемся фрагменте одного из них изображен профильный портрет Петра I. Вокруг-подпись, приветствующего Петра I. Для русских кубков начала XVIII в. характерны ясность и простота построения орнамента, четкость членений и монументальность самих форм стеклоизделий. Большую часть стекла оставляли свободной от рисунка, благодаря этому изображение становилось очень выразительным. русская резьба на стекле Интерес представляют кубки се­редины XVIII в., где гравировка сочетает­ся со шлифованием. В Чехословакии на протяжении ХVIII и XIX вв. матовая гравировка была рас­пространена довольно широко.
В конце XVIII в. в Англии возникла ал­мазная резьба хрусталя, так как в зто вре­мя Равенкрофт разработал состав свинцо­вого хрусталя, пригодного для резьбы. Уже в конце XVIII-начале XIX вв. конку­рентами Англии в зтой области стали Че­хия, Франция и Россия. В России искус­ством мастеров по обработке хрусталя был создан особый стиль «русская резь­ба». Особенности этого стиля можно найти в декоративных элементах орнаментальной выемчатой резьбы по дереву, например на русских прялках или ру­белях XVII-XVIII, начала XIX вв. Характерными элементами русской резьбы являются крупные резные «солнца» в соче­тании с ограненными площадками чистого стекла, так называемые «камни». Крупные резные элементы контрастировали с гладким нетронутым стеклом и ярко горели на более темном фоне. Этот стиль получил широкое признание даже в Англии, где впервые применили технику глубокой резьбы по хрусталю. Само название «русская резьба» возникло за рубежом.
По выполнению замечательно украшенных алмазной резьбой монуметальных декоративных предметов русские мастера не знали себе равных. Кувшин из стекла. Воронихин Лучшим были изделия Петербургского завода. Примером использования стекла для интерьера является умывальный прибор арх. Д. И. Воронихина. Мастера Пе­тербургского завода виртуозно владели техникой алмазной резьбы на хрустале, выполняли различные виды ее: «ананас­ную», ребриковую, репкой, горошиной, островерхую.
В конце XIX-начале XX в. декорирова­ние стекла в холодном состоянии получает широкое распространение как для изготовления уникальных дорогих стеклоизделий, так и для серийно-массового производства.
В Финляндии известная компания Кархула, основанная в 1888 г., к концу века на­чала делать хорошее по качеству стекло. Гравированный хрусталь этой фирмы кон­курировал на мировом рынке с английским.
Во Франции работал Эмиль Галле (1846-1904), который непрестанно экспериментировал в области новых приемов ху­дожественного декорирования стекла. Од­ним из его достижений была особая разно­видность кислотной гравировки (травле­ние). В 1897 г. он применил этот способ для обработки цветного непрозрачного стекла, а в дальнейшем проделал множество опытов с накладным прозрачным стеклом. Открытая им разновидность травления стекла получила название «Техника Галле». В этой технике Галле и его последователями был выполнен ряд сложных композиций с использованием многослойного цветного стекла.
В Америке стекло начали производить в начале XVII в. голландские и польские мастера. Затем были привезены итальянские мастера из Лондона и т.д. До 1825 г. влияние иностранных мастеров было так велико, что вместо национального амери­канского стиля стекло отражало эклекти­ческое смешение европейских художе­ственных направлений. Изобретение ма­шинного способа прессования стеклянных изделий в 1827 г. в г. Сэндвич (штат Мас­сачусетс, США) распространило новое прессованное стекло. Свою роль в развитии американского стеклоделия сыграли Кэмбриджская стекольная компания (штат Огайо, 1901 г.) и ряд других.
ваза из стекла. США В США одно из первых мест в области современного стеклоделия принадлежит заводу «Стюбенское стекло», находящемуся в г. Корнинг, штат Нью-Йорк, и подчиненному крупнейшему стекольному концерну «Корнинг глас уоркс». Этому концерну принадлежит также научно-ис­следовательский комплекс «Корнинг глас центр», к которому относится известный музей художественного стекла, а также из­дательский отдел по художественному стеклоделию. Завод «Стюбенское стекло» получил широкое признание благодаря высокому качеству своей продукции. В особенности известны стеклоизделия из хорошего свинцового хрусталя, украшенного шлифованием и матовой гравировкой, выполняемой в большинстве случаев по заказным рисункам известных художник мира.                   
ваза из стекла. Чехословакия Во второй половине XIX в. в Австрии работал талантливый художник Людвиг Лобмейер, который создал ряд интересных произведений в традиционной тех­нике гравированного стекла. Известно так­же имя чехословацкого гравера Коло Мозера, который основал существующее и поныне предприятие «Карловарское стекло Мозер». В начале 50-х годов XX в. в Чехословакии снова возрождается техника гравированного стекла; в зтой области работают известные художники Лишкова, Платек, Смрчкова, Котик, Глава и др.
Большого успеха за два столетия до­стигло шведское производство стекла. За­вод «Коста» (основан в 1741 г.) изготовлял прекрасное гравированное стекло; в зтой области плодотворно работал художник Элис Берг. В настоящее время заслуженной известностью пользуются стеклоизделия завода «Оррефорс». В 20-х годах XX в. на этом заводе начали работать такие художники, как Гейт, Хальд, Линдстранд. Более опытным в гравировке был Гейт. Он часто изображал обнаженные человеческие фигуры, выполняя их в стиле интальо, в иллюзорном рельефе.
Ваза из стекла. Швеция Большую роль в развитии эстонского стеклоделия сыграла шведская художе­ственно-промышленная выставка в Талли­не в 1934 г. Она показала новое направле­ние в характере производства, где веду­щую роль стал играть заводской худож­ник. Экспонировалось стекло художников Симона Гейта, Эдварда Хальда и Вике Линдстранда. Начало развития эстонского художественного стекла можно отнести к 1937 г., когда М.Х. Роосма показал свои первые гравированные вазы на Всемирной выставке в Париже. Роосма являлся основоположником эстонского гравированного стекла. В его первых работах «Русалка», «В поле» в отличие от ранее сложившегося характера подражания немецким и шведским образам ощущается интерес к национальной тематике, которая остается ведущим мотивом на протяжении всего дальнейшего творческого пути художника. Роосма усовершенствовал свое техническое ма­стерство гравера по стеклу в Чехослова­кии. Он много работал в технике скульп­турной и линейной гравировки стекла медными кругами, а также разрабатывал приемы пластической шлифовки стекла (так называемая кугелентехника).
ваза из стекла. США Здесь следует отметить лишь от­дельные выдающиеся работы художника. Ваза «Юрьева ночь» посвящена 600-летию крестьянского восстания 1343 г. против рыцарей-крестоносцев. Ваза «Рыбы» (1955) является новым шагом в творчестве Роосма; в этой работе он прибегает к смелой стилизации природы. Ваза имела большой успех на выставке в Москве в 1956 г. «Вирго» (1956), «Водяные», «Страж цветка папоротника» (1956), «Песнь об острове Муху» (1957), «Эпос Калева» (1947-1959); ряд ваз и другие работы говорят о большом творческом подъеме художника.
Свой многогранный опыт в области ху­дожественного гравирования Макс Роос­ма на протяжении тридцатилетней педаго­гической деятельности передал целому ря­ду эстонских художников по стеклу. Его ученики продолжают развивать традиции этой школы, работая на различных заво­дах нашей страны.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта