Основной декоративной особенностью выдувного гладкого (не имеющего налепных украшений) стекла является единство формы и цвета.
Прежде чем изучить возможности использования цвета в гутных изделиях, необходимо отметить, что в случае бесцветных стекол (как бы частный случай цветного стекла) декоративный эффект построен главным образом на контурном графическом силуэте, в то время как материальная масса прозрачного стекла как бы сливается с окружающим пространством.
Это, например, характерно для тонкого венецианского стекла XV-XVI вв. В противоположность этому изделие из однотонного цветного стекла выделяется не только своим четким силуэтом, но и всей массой, сохраняющей прозрачность. Здесь необходимо отметить усиление цвета при рассматривании изделий открытой формы (чаши, бокалы, вазы) через две стенки; причем дополнительный эффект получается при рассмотрении чуть сверху (одновременно через одну и две стенки).
Строг и изящен прибор Г. Макаренко «Дымчатое стекло». Форма чаши раскрывается, как цветок, на дно словно стекает густая темная дымка, а верхние края тают, растворяются в воздухе.
Предметы из дымчатого стекла требуют исключительного совершенства формы, поскольку внешняя поверхность их остается гладкой и не декорируется. Мягкий цвет изделий, сохраняя прозрачность, подчеркивает контуры и акцентирует пластическую законченность силуэта. Темные тона и прозрачность дымчатого стекла особенно хорошо подчеркиваются деталями из темного непрозрачного стекла, например ручкой, поддоном и т.д.
Особым декоративным эффектом является возможность достижения желательных цветовых соотношений путем частичного наложения стекла одного цвета на другой-цветовой залив. Используя богатейшую цветовую палитру стекла, художник может свободно осуществлять в различных вариациях свои творческие замыслы. Именно цветом декоративное стекло в отличие от других материалов может передать эмоциональное выражание темы.
Большое значение в использовании художественных возможностей гладкого стекла имеет выразительное сочетание цветного стекла (глухого или прозрачного) с бесцветным. В декоративных вазах для интерьера А. Д. Зельдич удачно использовано сочетание оранжевого прозрачного стекла с ручками из черного глухого.