Стекло можно инкрустировать, наносить на него и вводить в его массу различные украшения в виде цветов, птиц, зверей, рельефных портретов, изготовленных из фарфора или керамики, металлической проволоки, изображения из серебра или меди.
Для изготовления вставок для инкрустации в стекло рекомендуется применять наиболее тонкий отмученный каолин: равные части его в сыром и обожженном состоянии. Фигуры, формующиеся из довольно пластической массы и получающиеся из такой смеси, лучше всего изготовлять путем прессования в гипсовых или металлических формах;
затем эти фигуры очень медленно высушивают при температуре около 25°С, подвергают обжигу при высокой температуре и медленно охлаждают. Вполне пригодна для изготовления фигурок также хорошо приготовленная масса из отмученной гончарной глины, тонко размолотого и просеянного песка. Можно применять также алебастр и фарфор. Перед введением в стекломассу эти инкрустации должны быть нагреты до 300…400 С, чтобы от соприкосновения со стеклом последнее не треснуло. Стекломассу рекомендуется брать мягкую, очень прозрачную, т.е. свинцового состава; можно применять и слегка окрашенное стекло.
Металлический матовый серебряный блеск, обычно окружающий эти украшения, объясняется происходящим при этом процессе сильном отражении света, которое вызывается тем, что между стекломассой и заключенным в ней предметом образуется небольшой воздушный промежуток, который отражает лучи света. Для того чтобы получить как можно больший блеск в этом слое, необходимо, чтобы вставленные предметы имели довольно пористую поверхность, а стекломасса была не жидкой, а настолько мягкой, чтобы могла еще хорошо формоваться. В слишком жидкой стекломассе вставки могут приплавляться, в результате чего не получится серебряного блеска и возможны разрушения стекла, так как инкрустации имеют другой коэффициент расширения. Более близки к стеклу по коэффициенту расширения металлические вплавления, монеты, медали, различные узоры из серебряной или медной проволоки. В этом направлении была проделана экспериментальная работа московской художницей С.Рязановой в 1965-1967 гг. совместно с львовским мастером П. Думичем на скульптурной фабрике художественного фонда УССР.
Май 14