Сульфид цинка издавна применялся для получения молочного и голубовато-желтого полупрозрачного опалового стекла. Декоративные же свойства данного красителя были раскрыты совсем недавно советскими технологами в содружестве с художниками. Возможности сульфидцинкового стекла настолько широки, что уже в настоящее время создалась целая отрасль данного вида производства со своими центрами и авторами разных декоративных направлений. Заслуга открытия декоративных возможностей сульфидного стекла принадлежит технологу Е.А. Ивановой. Характерный декоративный эффект сульфидного стекла заключается в следующем.
Если в стекле, помимо сульфида цинка, содержится небольшое количество оксида железа, то вследствие образования второго красителя-сульфида железа стекло приобретает разнообразные приятные оттенки-от нежно-розового до темно-коричневого (в зависимости от количества железа). Стеклянные изделия формуются из расплавленной стекломассы. При формовании стекло резко охлаждается, что вызывает образование в стекле множества зародышей белых кристаллов сульфида цинка, присутствие которых в прозрачном стекле простым глазом не заметно. Если же стеклянное изделие вторично обогреть, то кристаллы вырастают до видимых размеров и стекло мутнеет, приобретает молочно-белый оттенок.
Меняя дозировку железа и сульфида цинка, варьируя температуру, а также время охлаждения и вторичного обогрева в процессе выработки изделия, наконец, охлаждая и обогревая отдельные участки изделия, вводя в сульфидное стекло всевозможные красители или же получая «цветной сульфид» методом накладного стекла можно добиться интереснейших декоративных эффектов.
Первоначальные опыты, проводимые на Ленинградском заводе, шли по линии подражания филигранному стеклу и стеклу с венецианской нитью. Изделия выдувались в старых формах. Получалась грубая подделка, имитирующая с помощью простых приемов (основанных на свойстве сульфида при кристаллизации оставлять белые полосы) многодельное венецианское стекло с филигранной нитью. Художественные достоинства самого сульфидного стекла оставались неиспользованными.
Для получения подобных изделий набор из сульфидного стекла опускают в предварительную форму с рифлеными внутренними стенками (металлический цилиндр, имеющий на внутренней поверхности ряд продольных выступающих ребрышек), он раздувается, в результате чего на поверхности стекла получаются выпуклые валики. Полученную заготовку вынимают из формы и обдувают холодным воздухом. Стекло резко охлаждается, на поверхности бороздок образуется множество мелких кристалликов сульфида цинка. При последующем нагревании последние вырастают и образуют на поверхности заготовки равномерные параллельные белые полосы. После этого мастер приемами ручного выдувания придает изделию окончательную форму.
Е. А. Иванова совместно с художниками завода «Красный Май» С. Бескинской, В. Дзивинской, А. Силко создала целый ряд совершенно новых изделий как по форме, так и по характеру обработки. Свойства сульфидного стекла были раскрыты ими совсем по-новому. Изделия стали обогащаться цветом, растекающимся по всей поверхности, плавно переходящим из одного оттенка в другой и органически сливающимся с основной массой стекла.
Если сульфидное стекло в небольшом количестве взять только на баночку, а сверху-набор из бесцветного стекла, то в результате получится опал. Применяя наборы из цветных прозрачных стекол с сульфидной баночкой можно получить целый ряд цветных опаловых стекол, а если взять набор из сульфидного стекла на сульфидную баночку, получают желтоватый опал. Если на сульфидную баночку навить нить из хрусталя, а затем сверху набрать бесцветное стекло, то нить из бесцветной превращается в черную. На этом принципе можно получить очень интересные декоративные эффекты.
Эти приемы дали возможность создать целую серию образцов, отличающихся большой эмоциональной выразительностью.
Такие изделия, как сервиз «Вечерний» Е. Ивановой, «Голубые дали» В. Дзивинской, «Буренка» С. Бескинской и Е. Ивановой, открыли путь к совершенно новому, современному решению декоративных изделий из стекла.
Простая форма сервиза «Вечерний» подчеркивает выразительность сочетания сульфидного стекла со слабым кобальтовым нацветом. Тонкая пленка голубоватого стекла, нанесенная на сульфидную баночку, создает впечатление сиренево-голубой дымки ранних сумерек. Выразителен и поэтичен сервиз для молока «Буренка». Новые возможности открывает сульфидное стекло при нанесении «молочных нитей».
Неплохих результатов в технике сульфидного стекла достигли молодые художники завода «Красный Май» Т. Сажин и Л. Фомина. Наиболее органично новые качества сульфида как материала и новые формы изделий объединены в работах В. Шевченко, художника Дятьковского хрустального завода.