Характер выполняемой резьбы на стекле зависит от угла заточки режущей кромки, ширины и диаметра круга.
После полировки глубоко прорезанные линии алмазной резьбы (треугольного поперечного сечения) обладают сильным блеском, рассыпающимся радужными огоньками. Необходимый угол скосов режущей кромки получают при заточке каменных кругов специальным приспособлением-алмазом, закрепленным в держателе. В процессе работы каменные круги приходится править, так как их режущая кромка постепенно стачивается. Резьба клиновидного профиля (алмазная резьба) получила широкое распространение также и потому, что на ее выполнение затрачивается меньше времени.
Короткая линия получается, когда стекло задерживают на одном месте. Характер короткой линии определяется конфигурацией круга: короткий и широкий след проводят широким «тупым» крутом, а узкую заостренную линию можно провести более тонким кругом. При нанесении удлиненной прямой линии необходимо следить за тем, чтобы ее глубина и ширина были постоянными. Острие круга («жало») должно проходить точно по середине линии. Обе стороны прорезанной линии должны быть одинаковой ширины и иметь одинаковый наклон, поверхность сторон не должна быть волнистой.
Рисунок алмазной резьбы часто содержит также и криволинейные элементы (линии), которые могут быть дугообразными, волнистыми или замкнутыми. Выполнение последних требует наиболее высокого мастерства. Необходимо, чтобы радиус кривизны линии равнялся радиусу абразивного круга. При недостаточном радиусе абразивного круга последний может прорезать наружную сторону линии. Во избежание такого дефекта криволинейные элементы лучше выполнять острозаточенным кругом за один прием. Внутренняя сторона кривой линии получается более узкой.
Желобчатые линии также встречаются довольно часто. Выполняют их при помощи кругов с закругленным профилем. Ширина и диаметр таких кругов бывают различными, закругленный профиль кругов может быть высоким или низким. Глубина желобчатой линии значительно меньше глубины клиновидной линии резьбы. Короткие желобчатые прорезы имеют вид овальных углублений, очертания которых зависят от конфигурации круга. Чем меньше диаметр круга, тем эти овалы глубже. Прямые желобчатые прорезы могут быть глубокими и мелкими. При выполнении прямых желобчатых линий иногда возникают такие трудности, как соскальзывание круга или же волнистость поверхностей прорезанных линий. Эти трудности еще чаще встречаются при выполнении вогнутых криволинейных прорезов, дающих интересный оптический эффект вогнутых линз.
Круглые лунки на стекле можно выполнить при помощи широких кругов (30… 50 мм). Чем глубже должна быть лунка, тем меньше должен быть диаметр круга. Профиль круга для выполнения лунок должен быть довольно низким. Лунки и желобчатые линии рассеивают свет таким образом, что находящиеся за ними предметы кажутся уменьшейными. Сначала кругами закругленного профиля прорезают овальные углубления и расширяют их, передвигая стекло вправо и влево. Затем стеклоизделие поворачивают на 90 и снова расширяют лунку таким образом.
Прямая плоская линия представляет собой прорез прямоугольного профиля. Такие линии нарезают кругами плоского профиля. В процессе резьбы стекло снимают не только плоским торцом профиля крута, но и его углами и боковыми сторонами. Углы такого круга должны быть заострены, а боковые плоскости немного скошены. Если просто прижать на короткое время стекло к такому абразивному кругу, то получается прямоугольный прорез (подобные прорезы часто служат своеобразными «ручками» передвижных стекол шкафов). В случае выполнения плоской линии важно следить за тем, чтобы ее глубина была одинаковой, что хорошо заметно при просматривании сбоку. Стекло необходимо вести прямо, не наклоняя, так как иначе по краям могут появиться сколы. Однако плоские линии не дают такой эффектной игры света, которая свойственна, например, алмазной резьбе.
Иногда во избежание сколов применяют более сложный способ выполнения плоской линии. Сначала проводят рядом две тонкие линии клиновидного профиля. Их глубина должна быть меньше глубины будущей плоской линии. После этого кругом плоского профиля стачивают полоску между прорезанными ограничивающими линиями сначала посередине, а потом, сдвигаясь к краям, достигают окончательной глубины. Характерную линию можно провести одним только углом круга плоского профиля. Максимальная глубина линии прорезается самим углом. Плоскость обода образует более широкую, а боковая поверхность круга-более узкую стороны линии. Такие неравносторонние линии могут быть короткими, прямыми и изогнутыми. В последнем случае проводимую линию заворачиваю в сторону режущего угла.
При пересечении линий алмазной резьбы получаются характерные пирамидки с острыми вершинами или же усеченные. Еще чаще выполняют такие рисунки резьбы, когда линии образуют звезды с правильными многоугольниками в центре. Подобные фигуры являются традиционными для алмазной резьбы и называются «камнями». Иногда площадки между линиями алмазной резьбы заполняют тонкими матовыми линиями, образующими сеточку (насечку). От зтого выигрывает игра света на крупных полированных элементах резьбы.
Чисто декоративной резьбой украшают стеклоизделия из накладного стекла. При этом способе выполнение рисунка зависит от числа, толщины, порядка расположения и цвета слоев стекла. В этом случае применяют абразивные круги, глубоко прорезающие стекло до подкладочного, чаще всего прозрачного слоя. Наоборот, тонкозернистыми кругами, снимающими лишь поверхностный слой стекла, можно добиться полутонового перехода цвета при постепенном стачивании стекла. Этот вид работы является более трудоемким.
Одним из самых сложных видов декорирования является рельефная резьба. В этом случае на толстостенных стеклоизделиях сначала выполняют глубокие прорези, а оставшиеся выступающие участки стекла моделируют, придавая им ту или иную форму. Такая обработка приближается к скульптурной.