С помощью свинцовых профилей (раскладок) можно остеклять окна, двери и перегородки, разделенные поперечинами, а также сложные декоративные окна, витражи и абажуры.
Для остекления применяют бесцветное и (или) окрашенное «античное», оконное (его окрашивают самостоятельно специальными красками), цветное или опалицирующее стекло. Последнее имеет мрамороподобную структуру, цветную или опаловую (молочную) окраску и лишь частично пропускает свет.
Для окон и покрытий торговля предлагает профили различной формы, поперечного сечения и ширины. Для внутренних конструкций используют профили двутаврового, швеллерного или полукруглого сечения. Профили выполняют обычно из стали, алюминия или латуни.
Из инструментов и вспомогательных приспособлений, требующихся для производства работ, упомянем стеклорез, паяльник, пропой, соляную кислоту, материалы для шлифования, нож, гвозди, бумагу и карандаш, оконную замазку, деревянную дощечку и жесткую щетку.
В качестве матрицы при производстве работ лучше всего использовать: для плоских деталей – отдельные прокладки из обернутых газетой столярных плит; для объемных деталей (ламповые плафоны) – шаблоны соответствующей формы из вспениваемых материалов, которые можно изготовить самостоятельно или приобрести готовые.
При раскрое прозрачное стекло укладывают на сделанную самим (или купленную) бумажную выкройку; на непрозрачное стекло линии кроя наносят карандашом (лучше по картонным шаблонам). Выпуклые и вогнутые кривые описывают касательными отрезками прямых линий и лишнее стекло обламывают.
Когда составляющие детали нарезаны, их кромки отшлифовывают, чтобы они могли точно и прочно войти в профили (раскладки). Затем стекла вставляют в пазы раскроенных ножом и согнутых по форме стекла свинцовых раскладок. Если примыкание стекла к раскладкам должно быть герметичным (оконные или деревянные блоки, вставленные в оконные переплеты витражи), то на стыки наносят замазку и втирают ее в зазоры жесткой щеткой. Лишнюю замазку счищают деревянной дощечкой, но не металлическими инструментами, которые могут повредить раскладку. По окончании работ стекла протирают.
Теперь подготовленные остекленные детали можно соединить друг с другом. При этом каждое окантованное стекло закрепляют осторожно забиваемыми в столярные плиты гвоздями и припаивают по периметру: сначала лицевую, потом обратную стороны.
Метод тиффани
Лучше и проще вставка стекла для декоративных работ подходит разработанный Луисом К. Тиффани метод соединения остекленных деталей в узор или картину в стиле модерн.
Вместо свинцовых раскладок применяют самоклеющуюся медную фольгу, которую наклеивают на стеклянные заготовки и притирают к стеклу чем-нибудь твердым. Затем отдельные фрагменты складывают в единое целое, на медную фольгу кистью наносят паяльную кислоту и прихватывают припоем. Далее на медные полоски по всей длине паяльником наносят расплавленный пропой, так что они полностью заливаются им.
После того как пропаяют лицевую и обратную стороны, напайку обрабатывают патийно – образующей жидкостью, благодаря которой она приобретает вид свинцовой раскладки.