Обычный алмазный стеклорез можно использовать для непосредственного рисования по стеклу. Этот способ украшения стекла появился в середине XVI в. в Венеции. В Чехии его начали применять в конце XVI-начале XVII в.
В процессе работы алмаз держат как авторучку. При нанесении линий необходимо следить за тем, чтобы режущая кромка алмаза была направлена по движению инструмента. Острие алмаза сильно разрушает стекло в глубину. На поверхности остается лишь тонкий малозаметный след. При слабом нажиме получаются тонкие белые (из-за выкрашивающихся крупинок стекла) линии. При сильном нажиме получается искрящийся след, так как возникающие раковистые изломы стекла сильнее отражают свет.
Прием декорирования стекла выстукиванием был введен в Голландии в XVIII в. прославленными мастерами из Утрехта Гринвудом и Вольфом. Указанная техника требует большой тщательности исполнения. Ручку алмаза необходимо держать перпендикулярно к поверхности стекла. При каждом постукивании острием алмаза на стекле остается точечный белый след, образованный крупинками выкрашивающегося стекла. В зависимости от расстояний между наносимыми белыми точками можно добиться тончайших перехода светотени. Нетронутые участки стекла выглядят самыми темными, поэтому данная техника напоминает меццо-тинто, но лишь с обратным соответствием между светотенью и шероховатостью поверхности. Выстукивать белыми точками рисунок можно и на темном стекле. Таким способом можно декорировать уникальные изделия настолько тонкими рисунками, что они отчетливо видны главным образом при боковом освещении, когда свет проходит параллельно стенкам изделия.
Выстукивание по стеклу можно осуществлять не только алмазом, но и остриями инструментов, выполненных из других материалов повышенной твердости: корунда, карборунда, карбида вольфрама применив несложное приспособление с вибрирующим острием, под которое подводится обрабатываемое изделие, можно до некоторой степени избежать механической ручной работы.
Прием процарапывания стекла алмазом является разновидностью рисования: поверхность стекла покрывают расположенными параллельно или крест-накрест царапинами. Иногда указанный способ применяют для гравирования рисунка по тонкому слою декоративного покрытия (краска, люстр и т.п.), при этом получаются белые царапины на цветном фоне. Необходимо следить за тем, чтобы крупинки стекла не царапали тонкий цветной слой.
При декорировании скалыванием толстостенное стеклоизделие обивают ударами стального заостренного молоточка или небольшого зубила. Сила удара должна быть умеренной, чтобы не разбить стекло. В точке удара возникает белый след выкрашивающегося стекла, окруженный раковистыми изломами, на которых заметна радужная игра преломляющегося света. Если обрабатываемый предмет укладывают на пружинящую подушку, то вследствие упругого сопротивления стекла удару получаются лишь раковистые изломы без белой крошки.