Июнь 09

узор Одним из простейших способов деко­рирования холодного стекла является по­лучение стекла «мороз». При этом на ше­роховатую поверхность заматированного стекла наносится слой столярного клея. Высыхая, слой клея сокращается и срывает с поверхности стекла тонкие чешуйки. Поверхность стекла становится неровной, на ней возникают узоры, подобные тем, которые образует на окнах мороз. Такое стекло пропускает свет, но предметы, находящиеся за этим стеклом, не просматриваются.

 

Получение стекла «мороз» складывает­ся из следующих операции:

  1. получения ма­тированного стекла с грубой шероховатой поверхностью
  2. нанесения на это стекло слоя клея
  3. сушки клея.

Заматировать стекло можно при помощи пескоструйного аппарата или путем «обдирки» поверхности стекла на чугунной шайбе. В результате получается рав­номерная грубозернистая поверхность. В домашних условиях можно попробовать заматировать стекло наждачной бумагой.
Заматированную поверхность стекла следует перед нанесением клея хорошо вымыть и высушить. По охлождении, когда клей загустеет, его можно наносить на стекло, по краям которого должны быть сделаны бортики из глины или пластилина.

Стекло должно быть достаточно толстым 4…6 мм, а для стекол больших размеров 8 мм и более, иначе оно может покоробиться при высыхании клея и даже сломаться. Клей можно наносить несколь­ко раз до получения нужной высоты слоя. Если клей был слишком разжижен, то про­цесс образования узоров затягивается, так как клей начинает действовать, когда вода испарится.

Интересный декор получается при двойной обработке, т. е. когда однажды декорированное стекло подвергается воздействию клея вторично. Заматированный лист стекла, покрытый клеем, кладут на ровную поверхность, чтобы клей не стекал. Сушка осуществляется сначала при комнатной температуре до тех пор, пока масса вполне высохнет. Затем лист переносят в другое место, где температура выше (25…40°С). Там листы расставляют таким образом, чтобы между ними оставался зазор для циркуляции теплого воздуха. При таком расположении листов экономится рабочая площадь. Отскочившие пластинки клея падают на подстеленную бумагу. Клей на листах стекла рассыхается и растрескивается, при этом он отскакивает и отрывает с собой пластинки стекла.
  
На характер «морозного» рисунка оказывают влияние следующие факторы:

  1. толщина слоя клея
  2. продолжительность сушки
  3. температура сушки
  4. влажность воздуха сушильного помещения

Чем больше толщина слоя клея, нанесенного на стекло, тем медленнее происходит сушка. Более толстый слой клея образует более крупные рисунки, а тонкий слой клея при высыхании и растрескивании образует на стекле более мелкие узоры. Для того чтобы клей мог отрывать пластинки стекла, необходимо тщательное высушивание, т. е. удаление воды. При сушке слой клея сокращается и растрескивается. При более продолжи­тельной сушке с поверхности стекла отры­ваются более крупные чешуйки. Для полу­чения того или иного рисунка «морозно­го» стекла необходимо правильно по­добрать соответствующий режим сушки, которая должна быть равномерной. При низкой температуре образуются равно­мерные трещины и крупные узоры. Если же клей сушить при высокой температуре, он отскакивает от поверхности стекла мелкими пластинками и на стекле получается мелкий морозный рисунок.

Влияние температуры и продолжитель­ности сушки нельзя установить без учета влажности воздуха. Если сушка происходит в сухом помещении, то процесс может быть осуществлен при более низких температурах.
Отслоившиеся частицы клея можно употреблять снова, но для этого необходимо избавиться от чешуек стекла, которые пристали к пластинкам клея. Пластинки клея, собранные с пола сушильного помещения, снова замачивают в воде до набухания; чешуйки стекла отделяются и оседают на дно резервуара. Клей должен быть достаточно жидким, затем его проце­живают через сито. Пластинки высохшего клея со стола можно сметать широкой кистью, но ни в коем случае не рукой и не тряпкой, так как можно легко порезаться тончайшими осколками стекла.
Описанный способ декорирования можно применить для стекла мебельного, оконного, для застекления дверей и т.п. Кроме того, этот способ может быть применен и для декорирования выдувных изделий (вазы, осветительные приборы и т.п.

Возможно сочетание «мороза» с грави­рованием, пескоструйной обработкой, тра­влением.
Разнообразные декоративные эффекты можно получить применяя сочетание про­зрачной поверхности стекла с матирован­ной и «морозной». Например, матирова­нием стекла по трафарету получают на поверхности шероховатые участки задан­ной конфигурации. Затем на все стекло сплошь наносят клей. При высыхании клей не повреждает гладких участков и «мо­розными» получаются лишь предвари­тельно заматированные места. Сочетание матированного и «морозного» стекла по­лучается, когда клей натирают щеткой на стекло, закрытое картоном с прорезанным в нем рисунком. «Ледяные» узоры обра­зуются лишь в тех местах, где нанес клей.
Представляет интерес нанесение "мороза" на цветное стекло, а также дополнительная обработка, например гравированием, серебрением и т. п.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта