Матирование поверхности стекла может быть осуществлено непродолжительной обработкой, причем сила удара частиц песка о стекло может быть минимальной. При глубокой рельефной обработке стекла необходимо подвергать изделие действию песчано-воздушной струи более продолжительное время. В этом случае можно работать с применением трафаретов, используя различные насадки, позволяющие изменять характер струи и силу удара частиц песка о стекло.
Самым простым видом декора является получение матированного стекла, более сложным - получение рисунков на стекле с применением шаблонов. При пескоструйной обработке получается более энергичная фактура матированного стекла, чем при травлении. При этом можно добиться очень четких контуров даже в тонких деталях рисунка. Способ пескоструйной обработки является очень быстрым и производительным. За довольно непродолжительное время можно обработать стекло на большую глубину.
Ниже перечислены разновидности декорирования стеклянных изделий пескоструйным способом:
1) матированный поверхностный рисунок (по трафарету или без него);
2) матированный контррельефный рисунок
3) светлый рельефный рисунок на матированном фоне;
4) двусторонний декор;
5) сквозной (ажурный) декор;
6) многоплановый рельеф;
7) цветной рисунок на накладном стекле.
Простейшим видом пескоструйного декорирования стекла является нанесение разнообразных матовых полосок, которые в сочетании с блестящей поверхностью гладкого стекла создают своеобразный эффект, как бы зрительно укрепляют воздушную легкость бесцветного стекла. В приборе для вина «Шарик» Н.А. Смирнова вертикальные и горизонтальные полоски поддерживают и усиливают контуры формы, создавая более динамичный силуэт вещи.
Очень удобно песчаной струей наносить ровный, сплошной силуэтный рисунок с последующей прорисовкой по нему отдельных контуров абразивным кругом.
Полируя затем плавиковой кислотой всю поверхность или только рисунок контуров можно получить контрастное сочетание матовых и блестящих поверхностей, что придает особую красоту самому стеклу и его декору.
Интересного декоративного эффекта на стекле достиг художник X. М. Пыльд в вазе «Отара» (рисунок). Здесь очень удачно использован рисунок рельефа, полученный при глубоком пробивании стекла песком. При этом на поверхности стекла получаются своеобразные выступы с плоскими вершинами, прикрытыми в процессе обработки трафаретами, которые были вырезаны в виде маленьких отдельных кружочков, расположенных поблизости одни от другого. В результате получилось множество выступов в виде усеченного конуса с блестящей вершиной и матовыми склонами.
Интересна по приему обработки декоративная ваза из сиреневого неодимового стекла, обработанная струей песка без трафарета. Толстые стенки вазы местами глубоко пробиты струей, направленной снизу вверх. Получились характерные вмятины на стекле, которые своим мерцанием оживляют общее впечатление от вазы с матированной поверхностью.
Декорирование стекла пескоструйной обработкой может применяться в сочетании, например, с травлением. В этом случае может быть достигнуто стекло с тонкой полупрозрачной фактурой, так как плавиковая кислота разъедает и сглаживает острые края трещин и мелкие шероховатости.
Полупрозрачное стекло с фактурой может также получиться при обжиге («отопке») стеклянных изделий при температуре 550 градусов. В этом случае шероховатости поверхности несколько сглаживаются за счет так называемой огневой полировки стекла вследствие сил поверхностного натяжения.
Пескоструйная обработка может примяться также в сочетаним с росписью, гравированием и т.п.
При пескоструйном декорировании стекла должны быть приняты меры по защите рабочего от вредного действия пыли, песка и частиц разрушенного стекла. Эта пыль, попадая в легкие человека, может вызвать тяжелое заболевание-силикоз, рабочие должны иметь защитные маски, респираторы. Рабочая камера должна быть тщательно герметизирована, так как песчано-стеклянная пыль проникает в тончайшие щели. Компрессор и ресивер следует установить в отдельном помещении.