Принцип пескоструйного декорирования стекла основан на том, что остроугольные зерна кварцевого песка, с силой ударяясь о поверхность стекла, оставляют на ней выколки и царапины. Благодаря этому поток падающего или проходящего света рассеивается, в результате чего стекло становится матовым и непрозрачным. Этот способ рисования на стекле открыли жители одной приморской деревни. Песок, поднимаемый ветрами, царапал оконное стекло и делал его матовым. Когда же на стекло наклеивали трафарет с прорезами, то на стекле получался матовый рисунок. Американец Бенджамен Тильман в 1870 г. сконструировал аппарат, применяющийся для пескоструйной обработки и декорирования стекла. В этом аппарате песок подавался на стекло в струе сжатого воздуха.
Пескоструйная установка.
Устройство пескоструйной установки, работающей по принципу нагнетания, показано на рисунке. Компрессор подает сжатый воздух. Ресивер служит для обеспечения равномерности давления сжатого воздуха; от ресивера сжатый воздух поступает к песочному бункеру. Бункер для песка снабжен решетчатым приспособлением для регулирования подачи воздуха. В нижнюю часть бункера подается сжатый воздух под давлением. Песок поступает из бункера по резиновому шлангу к стальному наконечнику, имеющему для удобства пистолетную рукоятку. Давление песчано-воздушной струи, подаваемой на стекло, можно регулировать рычажным приспособлением на бункере с песком. Острые зерна песка, вылетающие из сопла наконечника, разрушают и царапают его, поэтому сопло может иметь сменный вкладыш.
Защитные покрытия на стекле.
Трафареты и защитные покрытия, применяемые при пескоструйном декорировании стекла, должны быть эластичными, для того чтобы отбрасывать зерна песка от защищенной поверхности стекла. Эластичный трафарет вследствие этого выдерживает более продолжительную обдувку песчано-воздушной струей, чем трафарет из менее упругого материала.
В качестве защитных материалов, которые в нужных местах предохраняют поверхность стекла от разрушения, служат мягкие металлы, каучук, резина, некоторые пластмассы. Наиболее распространенной и удобной является клеевая мастика, представляющая собой смесь клея, молотого мела и глицерина.
Перед нанесением мастики на стекло все составляющие тщательно протирают. Мастика наносится на стекло широкой кистью по одному направлению. После застывания первой полосы можно положить вторую, а затем и третью. Толщина защитного покрытия зависит от глубины рисунка, выполняемого на стекле. При этом нужно следить, чтобы в толще мастики не было пузырьков воздуха.
После того как защитная мастика подсохнет, на ее поверхности мягким карандашом или пером наносится рисунок. Рисунок вырезается острым ножом. На мастике вырезаются и удаляются те ее участки, где стекло должно быть подвергнуто действию воздушно-песчаной струи. Чтобы поверхность мастики не была липкой, можно посыпать ее мелом, тальком или магнезией. Клеевая мастика очень эластична. По окончании работы мастику снимают с изделия. Ее можно использовать вторично. Тщательно приготовленная и нанесенная на изделия мастика не сбивается песчаной струей и к ней не прилипают песчинки.
При выполнении на стекле матовых узоров можно применить шаблоны из проклееной бумаги. Кроме того, можно заранее вырезать бумажные трафареты и наклеить их на стекло. Бумажные трафареты можно использовать только один раз для непродолжительной обработки стекла.