Июль 04

При этом способе декорирования на поверхности стекла путем обжига закреп­ляют тонкие пленки золота, серебра или платины.

Существует несколько способов нанесения пленки драгоценных металлов на стекло. Между пленкой металла и поверхностью стекла необходим скрепляющий промежуточный слой. Издавна известен прием наклеивания на холодную поверх­ность стекла листочков сусального золота, но в этом случае металл держится доволь­но непрочно. Полировочные драгоценные металлы готовят по-другому. Тончайшие по­рошки этих металлов можно смешивать с флюсом и закреплять на стекле обжигом, после чего они приобретают окончательный блеск в результате механической полировки. Наконец, «глянцевые» драго­ценные металлы, также приплавляющиеся к стеклу в результате обжига, не нуждают­ся в полировке. Они применяются в виде специально приготовленных растворов («жидких препаратов»). Выпускаются пре­параты жидкого золота, серебра и платины.

 

Декорированное стекло глянцевым золотом.

Для нанесения на стекло тончайшей блестящей пленки глян­цевого золота применяют 10%- или 12%-ный препарат жидкого золота. Это тяжелый темно-бурый раствор органиче­ского соединения золота в сложном рас­творителе. В этом растворе содержится 10 или 12% (масс, доли) чистого золота, а так­же примеси хрома и родия. Толщина плен­ки золота на стекле составляет 0,00012 мм. Консистенция препарата должна быть удобной для нанесения рисунка пером или кистью. При этом рисунок не должен рас­текаться. На воздухе препарат подсыхает, и примерно через полчаса на поверхности стекла получается блестящая коричневая пленка высохшего препарата.

Роспись выполняют мягкими кистями. При наложении препарата слишком толстым слоем пленка золота отслаивается при обжиге. Слишком тонкая пленка золота просвечивает, она непривлекательна на вид и обладает пониженной устойчи­востью против истирания. Слой золота прочнее закрепляется, если на поверхности стекла присутствуют ионы меди. Твердость пленки золота, прочность ее сцепления со стеклом и устойчивость против истирания определяются эмпирически. Сюда относится, например, царапание ногтем. Кроме того, имеется прибор для испытания устойчивости пленки к истиранию.

Состав самого стекла почти не играет роли: золотить можно почти любое стекло, но лишь те его участки, которые никогда не подвергаются интенсивному истиранию. Например, никогда не золотят ручки кувшинов. Иногда золото наносят в углубления поверхности стекла: например, в канавки, прорезанные тонкими абразивными кругами или же протравленные при помощи пантографов и гильоширных машин. В этих углублениях золото почти не истирается.

При нанесении препарата на матовую поверхность рисунка, предварительно протравленную плавиковой кислотой, получается так называемое чеканное золото.

Декорированное стекло порошковым золотом.

В старину для по­лучения очень мелкого порошка металли­ческого золота растирали в ступке тонкие листочки сусального золота на меду или густом сиропе. Потом этот порошок смешивали с флюсом и наносили на стекло. После обжига не получается характерного блеска золота. Позолота выходит тусклой, землистой. Способы нанесения те же, что при росписи препаратом жидкого золота. Металлический блеск проявляется только после механической полировки позолоты. Рисунки, выполненные порошковым золотом, выглядят гораздо эффектнее, чем нанесенные при помощи препарата глянцевого золота.

В настоящее время порошковое золото получают восстановлением из водного раствора хлористого золота в щелочной среде. В этом случае выпадают наиболее мелкие частицы. Применение этих частиц экономически более выгодно, так как они позволяют покрыть тонким слоем большую количестве серебра полировочная позолота выглядит зеленоватой. В качестве флюса применяют сплавленную буру или борнокислый свинец. Иногда порошковое серебро содержит висмут, облегчающий сцепление позолоты со стеклом. Смесь порошкового золота с флюсом растирают на скипидаре со скипидарным или лавандовым маслом и доводят до консистенции удобной для нанесения кистью. Стекло расписывают так же, как и препаратом глянцевого золота.
Чем гуще наносят препарат золота, тем плотнее и эффектнее выглядит позолота после полировки.

Иногда стекло сначала обжигают и наносят тонкую пленку глянцевого золота, затем обводят контуры рисунка липким маслом и припудривают его по­рошковым золотом тампоном. Стекло обжигают вторично и позолоту полируют. Интересная фактура получается, если полировать позолоту не сплошь, а оставлять в некоторых местах матовое золото.

Выпускают 52%-, 63%-, 72%- и 90%-ное порошковое золото, оно применяется для украшения очень дорогих изделий, стоимость которых определяется не столько затратами труда на дополнительную полировку, сколько стоимостью самого золота, так как в данном случае золото наносят довольно толстым слоем.

Декорированное стекло жидким полировочным золотом.

Жидкий препарат полировочного золота можно получить, если в качестве исходного вещества взять полуфабрикат жидкого глянцевого золота, содержащий 21% чистого золота; к полуфабрикату добавляют порошковое золото и смесь соединений некоторых металлов, затем все эти материалы растворяют в сложном органическом разбавителе.

По своему внешнему вилу (после поли­ровки) позолота, полученная по этому спо­собу, эффектнее глянцевого золота и при­ближается к порошковому золоту. Пленка золота выдерживает двукратное наложение препарата: второй слой наносится по предварительно обожженной пленке пер­вого слоя. Слой позолоты получается при­мерно в 5 раз толще, чем при покрытии глянцевым золотом.

Декорированное стекло сусальным золотом.

Стеклоделам древ­ности быт известен способ наклейки ли­сточков сусального золота толщиной 0,1 мм на поверхность стекла. Для этого подготовлялась матовая поверхность стекла (например шлифованием) для лучшего спепления сусального золота со стеклом.

Клеи представляют собой шеллак, ко­паловый лак, канадский бальзам. Растворителями являются скипидар, скипидарное масло, хлороформ, бензол и т.д. Участок стекла смазывается клеем, накладывается листок сусального золота и прижимается жесткой кистью. Затем сверху наносят защитный слой клея, предохраняющий мягкое золото от механических повреждений. Сусальное золото можно приклеивать эпоксидной смолой.

Декорированное стекло порошковым серебром.

Порошковое се­ребро получают восстановлением метал­лического серебра из раствора какой-либо серебряной соли в щелочной среде. В боль­шинстве случаев порошковое серебро бывает 50% и 65%. Препарат порошкового серебра применяют так же, как и препарат порошкового золота, способы нанесения те же. После обжига серебряную пленку нужно отполировать.

Можно приготовить серебряную пасту следующего состава (масс, ч.): нитрат серебра - 52; флюс - 3; скипидар + скипидарное масло - 45.

Пасту наносят на стекло различными способами: кисточкой, пульверизацией, окунанием, шелкотрафаретной печатью и т.п. Консистенция пасты уточняется в зависимости от особенностей каждого способа нанесения. При обжиге уже при температре 410 С происходит разложение серебряной соли с выделением частиц металлического серебра, однако температуру доводят до 520 … 550 С с получасовой выдержкой стекла при этлй температуре. Это необходимо для растекания флюса и приплавления частиц серебра к стеклу. После обжига такое серебряное покрытие нуждается в полировке.

Для наращивания слоя серебра толщиной до 0,02 мм процесс нанесения пасты и обжиг повторяют.
Пасту предварительно размалывают в шаровой мельнице, на полученную тонкую серебряную пленку при желании галь­ваническим способом можно нарастить слой меди. Для лучшего закрепления плен­ки обжигового серебра на стекле в пасту добавляют окись висмута. Иногда кра­сочные заводы выпускают 20%-ный препа­рат глянцевого серебра. Полировочный препарат можно приготовить добавлением 65%-иого порошкового серебра.

Декорированное стекло препаратами платины.

Серебряные по­крытия на стекле довольно заметно тем­неют на воздухе, особенно при воздей­ствии сернистых соединений; кроме того, пленка теряет блеск и становится матовой. Для получения серебристых блестящих по­крытий, никогда не темнеющих на воздухе, можно приготовить препараты жидкой платины. Пользуются им так же, как препаратами жидкого золота и серебра.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта