При этом способе декорирования на поверхности стекла путем обжига закрепляют тонкие пленки золота, серебра или платины.
Существует несколько способов нанесения пленки драгоценных металлов на стекло. Между пленкой металла и поверхностью стекла необходим скрепляющий промежуточный слой. Издавна известен прием наклеивания на холодную поверхность стекла листочков сусального золота, но в этом случае металл держится довольно непрочно. Полировочные драгоценные металлы готовят по-другому. Тончайшие порошки этих металлов можно смешивать с флюсом и закреплять на стекле обжигом, после чего они приобретают окончательный блеск в результате механической полировки. Наконец, «глянцевые» драгоценные металлы, также приплавляющиеся к стеклу в результате обжига, не нуждаются в полировке. Они применяются в виде специально приготовленных растворов («жидких препаратов»). Выпускаются препараты жидкого золота, серебра и платины.
Декорированное стекло глянцевым золотом.
Для нанесения на стекло тончайшей блестящей пленки глянцевого золота применяют 10%- или 12%-ный препарат жидкого золота. Это тяжелый темно-бурый раствор органического соединения золота в сложном растворителе. В этом растворе содержится 10 или 12% (масс, доли) чистого золота, а также примеси хрома и родия. Толщина пленки золота на стекле составляет 0,00012 мм. Консистенция препарата должна быть удобной для нанесения рисунка пером или кистью. При этом рисунок не должен растекаться. На воздухе препарат подсыхает, и примерно через полчаса на поверхности стекла получается блестящая коричневая пленка высохшего препарата.
Роспись выполняют мягкими кистями. При наложении препарата слишком толстым слоем пленка золота отслаивается при обжиге. Слишком тонкая пленка золота просвечивает, она непривлекательна на вид и обладает пониженной устойчивостью против истирания. Слой золота прочнее закрепляется, если на поверхности стекла присутствуют ионы меди. Твердость пленки золота, прочность ее сцепления со стеклом и устойчивость против истирания определяются эмпирически. Сюда относится, например, царапание ногтем. Кроме того, имеется прибор для испытания устойчивости пленки к истиранию.
Состав самого стекла почти не играет роли: золотить можно почти любое стекло, но лишь те его участки, которые никогда не подвергаются интенсивному истиранию. Например, никогда не золотят ручки кувшинов. Иногда золото наносят в углубления поверхности стекла: например, в канавки, прорезанные тонкими абразивными кругами или же протравленные при помощи пантографов и гильоширных машин. В этих углублениях золото почти не истирается.
При нанесении препарата на матовую поверхность рисунка, предварительно протравленную плавиковой кислотой, получается так называемое чеканное золото.
Декорированное стекло порошковым золотом.
В старину для получения очень мелкого порошка металлического золота растирали в ступке тонкие листочки сусального золота на меду или густом сиропе. Потом этот порошок смешивали с флюсом и наносили на стекло. После обжига не получается характерного блеска золота. Позолота выходит тусклой, землистой. Способы нанесения те же, что при росписи препаратом жидкого золота. Металлический блеск проявляется только после механической полировки позолоты. Рисунки, выполненные порошковым золотом, выглядят гораздо эффектнее, чем нанесенные при помощи препарата глянцевого золота.
В настоящее время порошковое золото получают восстановлением из водного раствора хлористого золота в щелочной среде. В этом случае выпадают наиболее мелкие частицы. Применение этих частиц экономически более выгодно, так как они позволяют покрыть тонким слоем большую количестве серебра полировочная позолота выглядит зеленоватой. В качестве флюса применяют сплавленную буру или борнокислый свинец. Иногда порошковое серебро содержит висмут, облегчающий сцепление позолоты со стеклом. Смесь порошкового золота с флюсом растирают на скипидаре со скипидарным или лавандовым маслом и доводят до консистенции удобной для нанесения кистью. Стекло расписывают так же, как и препаратом глянцевого золота.
Чем гуще наносят препарат золота, тем плотнее и эффектнее выглядит позолота после полировки.
Иногда стекло сначала обжигают и наносят тонкую пленку глянцевого золота, затем обводят контуры рисунка липким маслом и припудривают его порошковым золотом тампоном. Стекло обжигают вторично и позолоту полируют. Интересная фактура получается, если полировать позолоту не сплошь, а оставлять в некоторых местах матовое золото.
Выпускают 52%-, 63%-, 72%- и 90%-ное порошковое золото, оно применяется для украшения очень дорогих изделий, стоимость которых определяется не столько затратами труда на дополнительную полировку, сколько стоимостью самого золота, так как в данном случае золото наносят довольно толстым слоем.
Декорированное стекло жидким полировочным золотом.
Жидкий препарат полировочного золота можно получить, если в качестве исходного вещества взять полуфабрикат жидкого глянцевого золота, содержащий 21% чистого золота; к полуфабрикату добавляют порошковое золото и смесь соединений некоторых металлов, затем все эти материалы растворяют в сложном органическом разбавителе.
По своему внешнему вилу (после полировки) позолота, полученная по этому способу, эффектнее глянцевого золота и приближается к порошковому золоту. Пленка золота выдерживает двукратное наложение препарата: второй слой наносится по предварительно обожженной пленке первого слоя. Слой позолоты получается примерно в 5 раз толще, чем при покрытии глянцевым золотом.
Декорированное стекло сусальным золотом.
Стеклоделам древности быт известен способ наклейки листочков сусального золота толщиной 0,1 мм на поверхность стекла. Для этого подготовлялась матовая поверхность стекла (например шлифованием) для лучшего спепления сусального золота со стеклом.
Клеи представляют собой шеллак, копаловый лак, канадский бальзам. Растворителями являются скипидар, скипидарное масло, хлороформ, бензол и т.д. Участок стекла смазывается клеем, накладывается листок сусального золота и прижимается жесткой кистью. Затем сверху наносят защитный слой клея, предохраняющий мягкое золото от механических повреждений. Сусальное золото можно приклеивать эпоксидной смолой.
Декорированное стекло порошковым серебром.
Порошковое серебро получают восстановлением металлического серебра из раствора какой-либо серебряной соли в щелочной среде. В большинстве случаев порошковое серебро бывает 50% и 65%. Препарат порошкового серебра применяют так же, как и препарат порошкового золота, способы нанесения те же. После обжига серебряную пленку нужно отполировать.
Можно приготовить серебряную пасту следующего состава (масс, ч.): нитрат серебра - 52; флюс - 3; скипидар + скипидарное масло - 45.
Пасту наносят на стекло различными способами: кисточкой, пульверизацией, окунанием, шелкотрафаретной печатью и т.п. Консистенция пасты уточняется в зависимости от особенностей каждого способа нанесения. При обжиге уже при температре 410 С происходит разложение серебряной соли с выделением частиц металлического серебра, однако температуру доводят до 520 … 550 С с получасовой выдержкой стекла при этлй температуре. Это необходимо для растекания флюса и приплавления частиц серебра к стеклу. После обжига такое серебряное покрытие нуждается в полировке.
Для наращивания слоя серебра толщиной до 0,02 мм процесс нанесения пасты и обжиг повторяют.
Пасту предварительно размалывают в шаровой мельнице, на полученную тонкую серебряную пленку при желании гальваническим способом можно нарастить слой меди. Для лучшего закрепления пленки обжигового серебра на стекле в пасту добавляют окись висмута. Иногда красочные заводы выпускают 20%-ный препарат глянцевого серебра. Полировочный препарат можно приготовить добавлением 65%-иого порошкового серебра.
Декорированное стекло препаратами платины.
Серебряные покрытия на стекле довольно заметно темнеют на воздухе, особенно при воздействии сернистых соединений; кроме того, пленка теряет блеск и становится матовой. Для получения серебристых блестящих покрытий, никогда не темнеющих на воздухе, можно приготовить препараты жидкой платины. Пользуются им так же, как препаратами жидкого золота и серебра.