Авг 04

витраж из стекла Витражом называется монументально-декоративное произведение из стекла, непосредственно связанное с архитектурой зданий и расчитанное для рассматривания на просвет ( от лат. vitrum - оконное стекло ).

Римляне, по-видимому, первые начали изготовлять оконные стекла, на что указы­вают раскопки в Помпее, шде находили оконные стекла толще наших и малопроз­рачные, по краям оплавленные. Это говорит о том, что они не резались, а отливались. Интересны также найденные в термах помпейские рамы, которые изготовлялись из бронзы. В них стекла не вмазывались, а вставлялись. Размер их примерно 0,72 х 0,54 м. Однако образцов этого стекла найдено было очень немного: в зданиях, выстроенных по римскому или греческому образцу, окон не было. 

В IV в. н.э. центром стеклоделия стала Византия. В 336 г. Константин Великий из­дает закон, дающий стеклоделам большие привилегии. С этого времени наблюдается большой приток мастеров по стеклу. В те­чение почти пяти веков Византия является центром стеклоделия.

Византийские мастера усовершенство­вали способ изготовления цветных стекол, известных еще египтянам. Такие стекла, по-видимому, впервые явились украшением окон собора св. Софии, построенного в 537 г. н. э. С тех пор цветные стекла стали пользоваться у строителей церквей и храмов большим успехом.

Разработанный римлянами метод по­лучения листового стекла площадью до 0.5 м и толщиной около 1 см получил распространение в западноевропейских колониях Рима и на Востоке.

Средневековое листовое стекло по методу своего изготовления отличалось от древнеримского. Его получали не отливкой, а выдуванием тремя способами.

Стекло, видимо, изготовлялось сле­дующим образом: баночку и набор стекла приготовляли обычным способом, затем преобразовывали в воронкообразный сосуд с очень широким плоским поддоном, кромка которого была аккуратно завернута. Поддон отделяли от воронки путем обычного «отшибания».

Существуют также предположения, что древнекиевские стекла изготовлялись так называемым лунным способом, который в конце средневекового периода нашел широкое применение. Это тоже выдувное стекло. Большому шару придавали сплющенную форму. Затем заготовку брали на понтию и отшибали от трубки. Вращая ее вокруг оси, добивались постепенного ее раскрытия (до совершенно плоского диска толщиной около 2…3 мм. Этот способ изготовления листового стекла разрешал проблему массового застекления окон.

Украшение оконных стекол живописью началось в X в. в Германии. Широкое распространение декорирования оконного стекла началось со второй четверти XI в.

витраж из стекла Техника росписи стекла этого времени нам известна также из трактата Теофила. С рисунка снимали шаблоны. по которым резали стекло. Куски цветного стекла собирали по рисунку, наводили окончательную тушевку и рисунок эмалью бурого цвета. Затем проводился обжиг затонированных кусочков стекла в печах. После обжига куски стекла вновь собирали по рисунку и скрепляли путем спаивания специально приготовленными прутками из свинца.

От оконных дисков, изготовленных до 1000 г. н.э., не сохранилось никаких остатков, по которым можно было бы сделать выводы о составе и свойстве оконного стекла того времени. Старейшее оконное стекло из аббатства Тегернзее относится к 999 г. н.э.; сохранилось оконное стекло из Хильдесхейма стеклодела Буно(1029-1039 г.), а также несколько более поздних из Монте-Кассино. (1066 г.).

В XII в. часто встречаются украшения окон небольшими медальонами всевозможных форм: круглых. четырехугольных, эллиптических с изображением исторических сюжетов. Это так называемые медальонные витражи из стекла. Медальоны располагались симметрично обычно на ковровых фонах из разноцветных стекло и обрамлялись боогатыми фризами. Такие витражи представляли собой прозрачную мозаику, они составляли одно целое с архитектурой здания.

Помимо медальонных, особое распространение получили витражи с крупными изображениями фигур, помещаемыми в узкие вертикальные окна готических церквей, а также круглые витражные “розы” на фасадах последних.

 

В течение XIV в. живопись на стекле достигает высокого развития и в Германии. К числу прекраснейших расписных стекол в Англии принадлежат окна коллегии Мертона в Оксфорде (XIII в.), окна Уэлльского, Йоркского и других соборов. Примером искусства витража XIV-XV вв. могут служить религиозные витражи в Кракове.

Во второй половине XV в. при рас­писывании оконных стекол используют уже сюжеты светского содержания.

В XVI в. с увеличением палитры красок художники получили возможность писать на бесцветном стекле, как на полотне. Мастера, расписывающие стекла, вскоре совсем забывают прежний, подчиненный ус­ловности, декоративный прием расписывания оконниц и копируют на стекле многокрасочные образцы станковой живописи эпохи Возрождения. Они писали и монохромно. К XVI-началу XVII вв. принадлежит прекрасная геральдическая живопись на стекле немецкой части Швейцарии.

Около середины XVII в. витражное искусство приходит в упадок и вновь возрождается лишь в начале XIX в.

Надо отметить, что в эпоху Просвещения буржуазия Запада, боровшаяся против устоев феодализма и церкви, уничтожила большинство готических витражей из стекла под лозунгом «больше света». Витражи из стекла гибли во время мировых войн 1914 - 1918 гг. и 1939 - 1945 гг.

В сранах Среднего Востока и Средней Азии с древнейших времен и до наших дней в жилых постройках, дворцах и храмах применялись цветные стекла в орнаментированных деревянных, каменных и других переплетах. Цветные витражи из стекла по своей полихромной гамме существенно отличаются от европейских. В них присутствуют в основном голубые и синие тона, что в сочетании с росписью стен и потолка, выдержанных также в холодных оттенках, вызывает ощущение прохлады. Например, летом во дворце шекинских ханов температура в помещениях с витражным остеклением ниже наружных температур на 6…8 С.

В послевоенные годы начался новый расцвет витражного искусства: восстанавливаются и реставрируются старые витражи из стекла, создаются новые. Польские специалисты прибегают к новым методам соединения стеклянных плиток, в частности синтетической смолой.

Во Франции продолжают уделять большое внимание витражу. Например, художник Жак Вийон выполнил большой заказ для капеллы собора в Меце (1957 г.). Художник Герен создал витраж из стекла для французского павильона на выставке 1967 г. в Монреале. Своеобразным творческим почерком отличаются работы Фернана Леже в области витража: витражи «Строители», «Девушки с голубями». В Швейцарии важным этапом в развитии этого искусства является создание новой цюрихской школы живописи по стеклу. Ее работы отличаются высоким техническим выполнением и исключитеным цветовым и световым решением.

В США витражное искусство начало развиваться только в начале XX в. в мексике очень популярны витражииз стекла Диего  “Огонь”, “Вода”, “Воздух”, “Земля”. Большой интерес представляет расвитие витражного искусства в Чехословакии - стране художественного стеклоделия.

Своеобразна история развития витража на руси. Архиологи доказали, тчо на Руси оконное стекло было применено уже в Хв. в Десятинной церкви. Из летописи известно, что были витражи из цветного и расписного стекла.. Найдены фрагменты цветного расписного стекла в городах Гродно, Галиче, Новгороде. Особенно большое количество фрагментов витражного стекла было обнаружено при исследовании Успенского собора в г. Чернигове.

Стекла в большинстве круглые допол­нялись мелкими квадратами, прямоугольниками, треугольниками, вставлялись в рамочки из тонкой красной меди. Цветная гамма начиналась от слетка окрашенных стекол в голубовато-зеленоватые, серовато-желтоватые, розовато-фиолетовые и доходила до интенсивно окрашенного стекла в желтые, зеленые, синие, пур­пурные, красно-коричневые тона. Монго­ло-татарское нашествие приостановило развитие стекольного дела. Возобновлению витражного искусства в России спо­собствуют научные работы М. В. Ломо­носова над теорией цвета, разработки им рецептов стекла как для смальты, так и для «цветных оконошных» стекол.

В XIX в. в Петербурге выполняется не­большое количество витражей для общественных зданий. В большинстве это репродукции со станковых картин. Со второй половины XIX в. ви­тражи стекла стали служить украшением уже существующих зданий, таких, как Акаде­мия художеств. Оружейная палата,- харак­терное явление в период господства эклек­тики. И только достижения в строительной технике конца XIX- начала XX в. смогли изменить отношение архитекторов и художников к витражному искусству.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта