Авг 05

витраж из цветного стекла По­сле окончания Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства страны, ряд советских художников пытались применить декоративное витражное стекло в архитектуре.

Витражи выполнялись из бесцветного стекла методами пескоструйной обработки, травлением и установлены в Государственном хореографическом училище при Большом театре в Москве. Дальнейшему развитию отечественного витражного искусства способствовало постановление об установке витражей в подземных залах стадии «Новослободская» Московского метрополитена. Архитекторы А.Н.Душкин и А. Г. Стрелков запроектировали установку витражей, художники П. Д. Корин создал эскизы. Старые рижские художники Э. Вейланд, Е. Бине и мастера- исполнители А. Лилиенталь, П. Пуринь, М. Лапинь и другие изготовили в 1951 г. 32 витража для станции «Новослободская».

Вслед за витражной мастерской в Риге создаются мастерские в ряде городов Советского Союза. Например, в Азербайджане, в г. Шекй более двадцати пяти лет трудится мастер Ашраф Расулов. Не счесть, сколько витражей из стекла в технике «шебеке», созвучных застывшей радуге народных ковров и паласов, создал талантливый народный умелец. Ашраф Расулов создал серию витражей из стекла для ресторана «Баку» в г. Москве. Художест­венные училища и институты стали гото­вить специалистов по витражу-художни­ков и мастеров.

Искусству витража из стекла придаются новые современные черты. Сохраняя свою художественную ценность , монументальный характер, современный витраж из стекла приобретает не только новую тематику.

Усовершенствуется витражная мастер­ская при комбинате «Максла» в Риге. В на­стоящее время разработана технология варки цветного стекла более чем пятидесяти оттенков. Листовое стекло выпускается холявным способом, размер листа 24 х х 32см, толщиной 0,25…0,35 см. Эта ма­стерская-единственная в своем роде по изготовлению специального листового цветного стекла и витражей с традиционной свинцовой пайкой. К 50-летию Советской власти были, например, выполнены витражи для Краматорского Дома культуры «50 лет».

витраж из стекла Нельзя не отметить и заслугу одного из крупнейших стекольных заводов -Чернятинского Брянской области, промышленное цветное листовое стекло которого в течение многих лет служило исходным материалом для витража, что в свою очередь способствовало развитию современного витражного искусства в нашей стране.

Литовские художники, кроме применения классического способа соединения витражных стекол свинцовой пайкой, освоили и широко применили изготовление витража из стекла на пластбетоне. Применение нового соединительного материала вызвано введением в витраж массивного литого или сколотого стекла. Литовские витражи хорошо известны у нас в стране и за рубежом. На стеклозаводе “Неман” Белорусской ССР были созданы многие витражи литовских мастеров из литого стекла.

Очень интересная, перспективная работа в области современного витражного искусства ведется в Московском высшем художественно-промышленном училище на кафедре художественной керамики и стекла.

В течении многих лет на отделении стекла ведутся плодотворные поиски общих архитектурно-художественных принципов современного витража, изыскиваются новые приемы и техника его исполнения, раскрываются не использованные ранее возможности этого вида искусства. В ходе настойчивых экспериментов В.П.Статун был изобретен оригинальный способ формования литых стекол для витража с помощью универсальной сборно-разборной металлической формы значительно облегчивший и расширивший реальные возможности введения литого объемного стекла в практику современного отечественного витража из стекла. Ею спроектированы и выполнены по этому способу витражи из цветных литых стекол, смонтированных цементом для магазина-кафе «Пчелка» в Ялте, а также образцы витражей выставочного характера. В настоящее время этот способ, наглядно доказавший свои преимущества, широко внедрен в учебный процесс, в практику курсовых и дипломных работ студентов, а также в после­дующие самостоятельные работы этих вы­пускников и других художников.

В.П. Статун придложил новое сочетание материалов и технике исполнения витража - литого объемного стекла с алюминием. Это новшество своеобразно венчает ход ее предыдущих экспериментов, синтезируя их результаты на новой  творческой основе.

Стекла этого витража отлиты автором с помощью упоминавшейся выше универсальной сборно-разборной металлической формы, но уже несколько видоизмененной автором в деталях, с расчетом на после­дующий монтаж стеклянных отливок в жесткую, плотно облегающую их метал­лическую оправу витража из стекла. Последнее об­стоятельство потребовало, в частности, максимально повышенной точности литья стекол по шаблонам, а также усложнения профиля отливок для удобства и надежности последующего их крепления в готовых металлических ячейках оправы витража из стекла. Оба эти требования оказались выпол­ненными благодаря соответствующим широким возможностям упомянутой уни­версальной формы. Многие из отлитых ав­тором стекол (на Гусевском хрустальном заводе и стеклозаводе «Неман»), согласно разработанному рисунку, декорированы «печатным рельефом»-фактурным и глу­бинным-по способу, ранее предложенному и разработанному В. П. Статун для витража из стекла. Первые экспериментальные образцы печатного рельефа были выполнены В. П. Статун на стекольном заводе им В. И. Ленина в г. Царицыно Московской области еще в 1963 г.

Автором предусмотрены конструктивные приемы упроч­ения протяжек для монтажа тяжелых «литых стекол сравнительно с прежними протяжками для витража из листового стекла.

Плоскость витража из гладко-рельефных слитков стекла удобна в эксплуатационном отношении: она гигиенична, легко поддается регулярной отчистке.

С технологической точки зрения витраж для ресторана «Расбвет» можно ква­лифицировать как новую разновидность современного витража из литых стекол отличающуюся тем, что в качестве связую­щего материала здесь применены не цемент, смолы или какие-либо другие добные им пластичные материалы, а твердая металлическая оправа из алюминиевых фасонных протяжек.

Материал-стекло листовое цветное и молочное, сдвоенное с прокатным в сочетании с цветнымн объемными отливками, смонтированными на упрочненной арматуре из латунных профилей-протяжек большого профиля.

витраж из цветного стекла В области искусства современного витража и раскрытиа его богатых декоративных возможностей успешно работают худож­ники -преподаватели кафедры художе­ственной керамики и стекла М.С Якушева. Ю. П. Сергеев и др.  Так, московские художники предложили новую технику витража: скульптурно-пластический витраж из литого и гипсовые формы стекла.

Эта техника была детально отра­ботана Андриановыми на практике в про­изводственных масштабах, в ходе творче­ского исполнения в литом стекле и железобетоне двух больших витражей по эскизам Народного художника РСФСР Ю. Королева «Космос» и «Семья».

Первый витраж установлен в здании кафе под г. Пензой, второй экспонировался в Монреале на «Экспо-67». Слитки стекла в этих работах имеют толщину 10…20 см, на их обжиг уходит не менее 6… 12 суток.

Витраж «Азербайджан» выполнен из плоского цветного сте­кла на металлическом креплении. Через ритмический и цветовой строй нового со­временного орнамента художнику удается ярко и убедительно передать жизнь респу­блики.

Московские художники Т. Бочарова. О. Куранская, Д. Авдеев и Н. Филатов давно и увлеченно работают в области витража из стекла. Т. Бочарову и О. Куранскую от­личает приверженность к испытанной тех­нике латунной пайки, в которой ими вы­полнен ряд примечательных работ. Целая коллекция экспериментальных лабора­торных образцов витражей в самой раз­личной технике создана в итоге многолет­него труда Д. Авдеевым. Н. Филатов охот­но отдает предпочтение витражу из утол­щенного стекла. Им предложена техника ооъемной обработки утолщенных стекол путем сколов их по периметру с последую­щим монтированием стекол полимержелезобетоном.

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта