После окончания Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства страны, ряд советских художников пытались применить декоративное витражное стекло в архитектуре.
Витражи выполнялись из бесцветного стекла методами пескоструйной обработки, травлением и установлены в Государственном хореографическом училище при Большом театре в Москве. Дальнейшему развитию отечественного витражного искусства способствовало постановление об установке витражей в подземных залах стадии «Новослободская» Московского метрополитена. Архитекторы А.Н.Душкин и А. Г. Стрелков запроектировали установку витражей, художники П. Д. Корин создал эскизы. Старые рижские художники Э. Вейланд, Е. Бине и мастера- исполнители А. Лилиенталь, П. Пуринь, М. Лапинь и другие изготовили в 1951 г. 32 витража для станции «Новослободская».
Вслед за витражной мастерской в Риге создаются мастерские в ряде городов Советского Союза. Например, в Азербайджане, в г. Шекй более двадцати пяти лет трудится мастер Ашраф Расулов. Не счесть, сколько витражей из стекла в технике «шебеке», созвучных застывшей радуге народных ковров и паласов, создал талантливый народный умелец. Ашраф Расулов создал серию витражей из стекла для ресторана «Баку» в г. Москве. Художественные училища и институты стали готовить специалистов по витражу-художников и мастеров.
Искусству витража из стекла придаются новые современные черты. Сохраняя свою художественную ценность , монументальный характер, современный витраж из стекла приобретает не только новую тематику.
Усовершенствуется витражная мастерская при комбинате «Максла» в Риге. В настоящее время разработана технология варки цветного стекла более чем пятидесяти оттенков. Листовое стекло выпускается холявным способом, размер листа 24 х х 32см, толщиной 0,25…0,35 см. Эта мастерская-единственная в своем роде по изготовлению специального листового цветного стекла и витражей с традиционной свинцовой пайкой. К 50-летию Советской власти были, например, выполнены витражи для Краматорского Дома культуры «50 лет».
Нельзя не отметить и заслугу одного из крупнейших стекольных заводов -Чернятинского Брянской области, промышленное цветное листовое стекло которого в течение многих лет служило исходным материалом для витража, что в свою очередь способствовало развитию современного витражного искусства в нашей стране.
Литовские художники, кроме применения классического способа соединения витражных стекол свинцовой пайкой, освоили и широко применили изготовление витража из стекла на пластбетоне. Применение нового соединительного материала вызвано введением в витраж массивного литого или сколотого стекла. Литовские витражи хорошо известны у нас в стране и за рубежом. На стеклозаводе “Неман” Белорусской ССР были созданы многие витражи литовских мастеров из литого стекла.
Очень интересная, перспективная работа в области современного витражного искусства ведется в Московском высшем художественно-промышленном училище на кафедре художественной керамики и стекла.
В течении многих лет на отделении стекла ведутся плодотворные поиски общих архитектурно-художественных принципов современного витража, изыскиваются новые приемы и техника его исполнения, раскрываются не использованные ранее возможности этого вида искусства. В ходе настойчивых экспериментов В.П.Статун был изобретен оригинальный способ формования литых стекол для витража с помощью универсальной сборно-разборной металлической формы значительно облегчивший и расширивший реальные возможности введения литого объемного стекла в практику современного отечественного витража из стекла. Ею спроектированы и выполнены по этому способу витражи из цветных литых стекол, смонтированных цементом для магазина-кафе «Пчелка» в Ялте, а также образцы витражей выставочного характера. В настоящее время этот способ, наглядно доказавший свои преимущества, широко внедрен в учебный процесс, в практику курсовых и дипломных работ студентов, а также в последующие самостоятельные работы этих выпускников и других художников.
В.П. Статун придложил новое сочетание материалов и технике исполнения витража - литого объемного стекла с алюминием. Это новшество своеобразно венчает ход ее предыдущих экспериментов, синтезируя их результаты на новой творческой основе.
Стекла этого витража отлиты автором с помощью упоминавшейся выше универсальной сборно-разборной металлической формы, но уже несколько видоизмененной автором в деталях, с расчетом на последующий монтаж стеклянных отливок в жесткую, плотно облегающую их металлическую оправу витража из стекла. Последнее обстоятельство потребовало, в частности, максимально повышенной точности литья стекол по шаблонам, а также усложнения профиля отливок для удобства и надежности последующего их крепления в готовых металлических ячейках оправы витража из стекла. Оба эти требования оказались выполненными благодаря соответствующим широким возможностям упомянутой универсальной формы. Многие из отлитых автором стекол (на Гусевском хрустальном заводе и стеклозаводе «Неман»), согласно разработанному рисунку, декорированы «печатным рельефом»-фактурным и глубинным-по способу, ранее предложенному и разработанному В. П. Статун для витража из стекла. Первые экспериментальные образцы печатного рельефа были выполнены В. П. Статун на стекольном заводе им В. И. Ленина в г. Царицыно Московской области еще в 1963 г.
Автором предусмотрены конструктивные приемы упрочения протяжек для монтажа тяжелых «литых стекол сравнительно с прежними протяжками для витража из листового стекла.
Плоскость витража из гладко-рельефных слитков стекла удобна в эксплуатационном отношении: она гигиенична, легко поддается регулярной отчистке.
С технологической точки зрения витраж для ресторана «Расбвет» можно квалифицировать как новую разновидность современного витража из литых стекол отличающуюся тем, что в качестве связующего материала здесь применены не цемент, смолы или какие-либо другие добные им пластичные материалы, а твердая металлическая оправа из алюминиевых фасонных протяжек.
Материал-стекло листовое цветное и молочное, сдвоенное с прокатным в сочетании с цветнымн объемными отливками, смонтированными на упрочненной арматуре из латунных профилей-протяжек большого профиля.
В области искусства современного витража и раскрытиа его богатых декоративных возможностей успешно работают художники -преподаватели кафедры художественной керамики и стекла М.С Якушева. Ю. П. Сергеев и др. Так, московские художники предложили новую технику витража: скульптурно-пластический витраж из литого и гипсовые формы стекла.
Эта техника была детально отработана Андриановыми на практике в производственных масштабах, в ходе творческого исполнения в литом стекле и железобетоне двух больших витражей по эскизам Народного художника РСФСР Ю. Королева «Космос» и «Семья».
Первый витраж установлен в здании кафе под г. Пензой, второй экспонировался в Монреале на «Экспо-67». Слитки стекла в этих работах имеют толщину 10…20 см, на их обжиг уходит не менее 6… 12 суток.
Витраж «Азербайджан» выполнен из плоского цветного стекла на металлическом креплении. Через ритмический и цветовой строй нового современного орнамента художнику удается ярко и убедительно передать жизнь республики.
Московские художники Т. Бочарова. О. Куранская, Д. Авдеев и Н. Филатов давно и увлеченно работают в области витража из стекла. Т. Бочарову и О. Куранскую отличает приверженность к испытанной технике латунной пайки, в которой ими выполнен ряд примечательных работ. Целая коллекция экспериментальных лабораторных образцов витражей в самой различной технике создана в итоге многолетнего труда Д. Авдеевым. Н. Филатов охотно отдает предпочтение витражу из утолщенного стекла. Им предложена техника ооъемной обработки утолщенных стекол путем сколов их по периметру с последующим монтированием стекол полимержелезобетоном.