Основными материалами для выполнения витражей в традиционной технике являются: плоское листовое цветное стекло, профильная металлическая арматура, материалы для пайки отдельных участков оправ витражей, замазка для заделки щелей между стеклом и оправой.
В нашей стране в настоящее время для витражей используют цветное листовое стекло, вырабатываемое механизированным способом вертикального вытягивания. Однако палитра в этой промышленности очень ограничена, поскольку стекла эти предназначаются лишь для определенных светотехнических целей, а не для искусства.
Вот почему испытанные старые методы производства стекла с его ручной выработкой и соответствующей возможностью получения любых цветов и оттенков стекла необходима и целесообразна. Однако одно не исключает при этом другого: стекло ручной выработки для витража не исключает возможности нового и интересного применения в архитектуре с декоративными витражными и отделочными целями всех других видов строительного современного стекла.
Холявный способ получения цветного витражного стекла осуществляется так: мастер выдувает цилиндр - “холяву” - из сплошного или двухслойного стекла. От этого цилиндра отрезают дно и колпачок, а затем делают разрез по образующей. Для получения совершенно гладкого стекла цилиндр помещают в печь на полированной огнеупорной плите - “лаве”. Если плита будет шероховатой, то получится фактурная поверхность. В момент размягчения деревянной гладилкой разворачивают лист стекла и разглаживают его. Полученный таки образом лист стекла требует, как и все стеклоизделия осле обработки, отжига.
По другому способу сваренное в небольшитх количествах стекло выливается из тиглей на металлическую плиту и раскатывается валиком вручную. Таким образом получают довольно толстые стеклянные плитки, которые также требуют отжига. Поверхность стеклоплиток получается вонистой. Узорчатые стеклоплитки можно получить раскатывая стекла на плите, имеющей соответствующий рисунок. После отжига плитки могут быть подвергнуты шлифовке или другой обработке.
В производстве витражей большую роль играет такая технологическая операция, как резка стекла. Сначала художник готовит рабочий картон, на котором в натуральную величину выполняет проект витража с учетом оправы, крепления и других конструктивных и технологических особенностей витража. Все фигурные стекла, представляющие собой детали витража, должны быть нумерованы. С рабочего картона снимается капелька, на которой также проставляется нумерация деталей. По кальке нарезают картонные шаблоны и после этого нарезают цветное стекло по нумерованным шаблонам.
Резка листового стекла осуществляется специальными резцами-алмазами и стеклорезами. Стекло - материал твердый и хрупкий. Твердость стекла можно определить сравнивая его с другими материалами. По шкале Мооса, где цифрой 10 обозначается твердость алмаза, твердость стекла равна 7.
Для резки стекла применяют алмазные резцы или резцы из твердых сплавов. Кроме того, нужны, толстые деревянные линейки и угольники. Стол для резки стекла должен быть тяжелым и устойчивым, иметь ровную поверхность. Лучше, если поверхность стола покрыта толстым войлоком.
При правильной резке алмазом линия надреза должна быть тонкой и бесцветной. Алмаз следует вести твердо и ровно, при этом должен слышаться тихий шелест. Не следует слишком сильно нажимать на стекло, так как в этом случае получается широкая и грубая царапина с пологими стенками, в результате чего расклинивающие усилия, облегчающие отламывание стекла, уменьшаются.
Существуют три приема отламывания стекла:
- подкладывание деревянной линейки под лист стекла и легкий нажим сверху;
- укладывание листа стекла на край стола по линии надреза и нажим на выступающую часть;
- отламывание стекла специальным инструментом.
Последний способ применяют при резке полосок плоского стекла; причем при прямолинейной резке применяют молотки, а при фигурной-щипцы. Если необходимо вырезать из стекла круглые или овальные фигуры, то пользуются настольными циркульными станочками. Нажим на алмаз и его перемещение осуществляется вручную при помощи рукоятки.
Существует способ электрической резки стекла, при этом нагреваемую злектрическим током проволоку располагают по контуру шаблона и плотно прижимают к поверхности стекла. Этот способ применяют для фасонной резки стекла.
Следует помнить, что излишняя вычурность линий очень затрудняет процессы резки фигурных стекол и монтирование готового витратжа. Существуют различные приспособления и приемы для резки фигурных стекол. Например, фигурное стекло получают нанесением на стекло малых кривых линий и путем дальнейшего обламывания стекла пассатижами.
Иногда в стекле просверливают небольшие отверстия, в которые пропускают стальные пилочки, и этим инструментом прорезают стекло. В некоторых случаях на стекло наносят царапину, прикасаются к нему в этом месте раскаленным металлическим предметом и плавно, без толчка ведут нужную линию. От царапины по этой линии образуется трещина.
Некоторые детали витража нуждаются в дополнительной обработке: росписи, гравировке, травлении, пескоструйной обработке и т.п. Для этого применяют стеклянные мольберты, а также настольные малые мольберты. Стекло во время работы находится в горизинтальном, а при рассматривании на просвет - в вертикальном положении.
Отдельные панели мантируют в общую металлическую несущую раму и крепятся к ней скобами, болтами, накладками и другими деталями. Несущая рама с панелями витража крепится к откосам светового проема. Эти проверенные приемы обеспечивают витражу из хрупкого тонкого листового стекла необходимую прочность и жесткость конструкции.
Наряду с классической техникой паечного витража для современных зданий могут быть применены и другие виды: гравированные крупногабаритные стекла; цельные стеклянные панели, обработанные пескоструйным способом; стекла с росписью прозрачными обжиговыми красками; стекла, разрисованные силикатными карандашами, с применением цветного стеклянного волокна и цветной стеклянной крошки; декоративный триплекс и т.д.