В том же самом Эрмитаже, только в залах французского искусства эпохи Возрождения, есть несколько любопытных блюд из стекла, покрытых зеленоватой, коричневой, лиловой глазурями. Это удивительные блюда из стекла — дно их напоминает русло маленького лесного ручейка. Видны камушки, раковины улиток, будто бы колышущиеся в воде водоросли… В середине — небольшой островок. На нем, изогнувшись, застыла змея, а с берега ручейка — то есть с борта стекла — на нее смотрит зеленый рак, словно ждущий схватки со змеей. На другом «берегу» замерла, как перед прыжком, лягушка… Кто же с таким упорством и терпением копировал в керамике всех этих болотных гадов?
Октябрь 1st, 2008
Когда мастер-формовщик сделал на гончарном круге сосуд и высушил его, Евфроний, воздав хвалу Афине, поставил псиктор на круглую подставку, взял лак, изготовленный из черной железной окалины, и кисточки. Работая, он напевал про себя наивную и трогательную песенку, сочиненную в дни его молодости одним гончаром из мастерской знаменитого Эпиктета. Тогда еще работали иначе — черным лаком писали на стекловазах фигуры, а все пространство вокруг них получалось после обжига коричнево-красным. Давно уже переменился стиль; теперь фигуры получаются бронзово-коричневого цвета обожженной глины, похожего на цвет тела загорелых юношей с палестры. А весь фон стекловаз покрывают черным. Но песенка все еще живет и ее распевают в каждой мастерской предместья Керамик, получившего свое имя от названия глины — керамос.
Керамика — один из самых древних искусственных материалов. Наверное, еще в незапамятные времена пещерные жители, разгребая остатки затухшего костра, обнаружили, что часть глинистой почвы под ним затвердела и обратилась в камень. Можно себе представить, что однажды человек попробовал что-то слепить из красно-желтой жирной земли и сунуть это в огонь. Комочек глины растрескался, а его частички тоже оказались твердыми и жесткими. Постепенно люди овладели технологией обжига: надо не сразу ставить предмет в огонь, а сначала высушить, чтобы он не треснул. Чтобы сушка и обжиг проходили более равномерно, нужно добавлять к глине песок. Так в течение столетий усовершенствовалась технология изготовления высушенных и обожженных изделий из смеси глины и песка.