Древняя народная традиция создавать смешные забавные фигурки из стекла, украшать сосуды и другие предметы быта, придавать им сходство с животными, птицами сказывается в умении несколькими деталями придать вещи сходство с изображаемым. Современные мастера и художники стремятся развивать эти декоративные принципы в фигурно-лепных изделиях из стекла.
Очень удачен набор «Петух» Б. А. Смирнова из бесцветного стекла с цветными вкраплениями. Блестящая матовая поверхность туловища расцвечена сочетаниями оранжевой и зеленой растянутой крошки; прилепы крыльев и пышного хвоста красочны. Интересен своим решением сосуд «Барыня» того же художника, где сочетается прозрачное бесцветное стекло с марганцевым. Изображение петуха было очень распрастранено в русском стеклоделии, хотя приемы выполнения различны.
В настоящее время на Украине получи ло широкое распространение изготовление изделий (в основном сосудов) в виде различных фигур способом, при котором выдувное стекло лепится из отдельных наборов и благодаря присущим только стеклу свойствам как бы сшивается невидимыми швами в виде симметричных деталей, полых внутри. Так раньше изготовлялись сосуды в виде медведя.
В качестве примера рассмотрим изготовление сосуда «Калач» М. Павловского. Обычным путем на баночку набирают стекло, необходимое для выдувания формы в виде цилиндра. Чтобы цилиндр держался на трубке, его укрепляют в месте соединения стекла с трубкой жгутиком из горячего стекла, сам же цилиндр несколько охлаждают. Затем берут набор горячего стекла и присоединяют к поверхности изделий в той точке, где должны лепиться его составные части.
Для того чтобы ком стекла принял нужную форму, мастер дует в трубку и в месте разогрева стекла там, где был присоединен набор горячего стекла, поверхность цилиндра начинает вдавливать в него. Процесс выдувания происходит обычным путем; причем сам цилиндр остается неизменным - выдувается только горячее стекло. Выдув стекло до определенных пределов, мастер поворачивает изделие выдуваемой частью вниз, под силой тяжести удлиняется до нужных размеров; при этом оно не успевает остыть. Щипцами мастер подхватывает кончик выдутой детали калача и присоединяет ее к низу цилиндра.
С противоположной стороны аналогичным образом выдувается вторая часть калача, имеющая вид замкнутого, полого внутри круга, посередине которого проходит цилиндр-туловище графина. Для окончательной отделки сосуда мастер лепит поддон и накладывает жгуты из стекла с последующей обработкой их щипчиками. Получается волнистый узор, вносящий некоторое оживление в общий силуэт вещи, которую завершает декоративная пробка.