Май 02

Возраст самых  древних зеркал - несколько тысяч лет. Это были сначала отполированные камни - горный хрусталь, пирит, обсидиан (в Турции археологи нашли отполированные куски обсидиана, возраст которых около 7500 лет!), а затем золотые, серебряные или бронзовые диски, тщательно отполированные с одной стороны, а с другой - украшенные узорами. Иногда к таким дискам для удобства приделывали ручки. Но в металлическом зеркале нельзя различать цвета, и, по сути, настоящее зеркало было изобретено в 1279 году, когда монах францисканец Джон Пекам придумал способ закрывать стекло тонким слоем свинца.

Венеция, издавна славившаяся стеклянных дел мастерами, быстро освоила производство зеркал. Технология была по тем временам невероятно сложной, и мастера свято хранили секреты производства. Весь мир покупал венецианские зеркала — маленькие и большие, в скромных рамах роскошных обрамлениях. Понятное дело, венецианские власти изо сех сил старались сохранить монополию Венеции на производство зеркал, и потому в 1291 году всех стеклодувов повелели переселить на остров Мурано — дабы облегчить присмотр за не всегда лояльными ресублике мастерами. А в 1454 году правители Венецианской республики издали закон, который гласил: «Если стекольщик перенесет свое ремесло в другую страну, то ему будет приказано вернуться. Если он не послушается, его родственники будут посажены в тюрьму. Если он и тогда не захочет вернуться, будут посланы люди, чтобы его убить». В результате, цена на зеркала, вещь модную и столь необходимую дамам, и господам, щеголям и красавицам, росла, а Венеция непрерывно обогащалась. Зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе продавали за 68 тысяч французских ливров, а картину Рафаэля того же размера - всего за 3 тысячи!
На известной картине выдающегося голландского художника Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 год) дано, по-видимому, первое изображение зеркала в европейской живописи. За фигурами супругов на стене висит большое зеркало в изысканной раме, на которой даны десять сцен Страстей и Воскрешения Христа. Итальянский купец Джованяя Арнольфинн занимал высокое положение при дворе герцога Бургундского, был министром финансов Нормандии и имел немалое состояние. Только богачи, подобные Арнольфини, могли позволить себе приобрести такое большое зеркало. Ван Эйк, умело используя зеркало, в котором видны не только отражения спин супругов, но и фигуры двух свидетелей и самого художника, словно расширяв пространство и увеличивает число персонажей картины.

Французские аристократы во время роскошных приемов в сво­их замках и дворцах, демонстрируя гостям свое благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоцен­ными камнями оправах, более того, зтать, а также их жены и лю­бовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парад­ные наряды. Однажды французская королева Анна Австрийская, супруга Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от нее ис­ходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье, стоило государственной казне огромных денег, и министр фи­нансов — тогда эту сложную работу выполнял мудрый и хит­рый месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил в Муран о своих доверенных лиц, которые смогли подкупать четырех мурановских масте­ров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом сво­их подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на корону Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью м высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели - второй. Оставшиеся в живых, хорошо поняв, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали - сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле открылась первая в Европе зеркальная мануфактура.

король был уже без ума от зеркал, и в Версале, его любимом детище, создается Зеркальная галерея, украшенная 305 огромными зеркалами, ослепившими своим сиянием придворных и гостей короля. Ну, как тут не назовешь его Королем - солнце!

С открытием зеркальных мануфактур зеркала резко упали в цене. Зеркала стали появляться в домах и не очень богатых горожан, на стенах, на туалетных столиках. Некоторые дамы носили маленькие зеркала на поясе.

В России зеркальное производство появилось при Петре I, причем русские мастера научились изготавливать такие огромные зеркала, что водили в изумление всю Европу. Но у нас так часто бывает. Чем мы только ни изум­ляли мир…

Во все времена люди видели в зеркалах что-то таинственное, колдовское. Зеркало словно приоткрывало дверцу в мир потусторонний, оно и влекло, и путало. Что там, в Зазеркалье, по ту сторону гладкой зеркаль­ной поверхности? И хоть в наши дни зеркало есть в каждом доме, в каждой дамской косметичке, это - обычная и необходимая вещь, но, как и в давние века, оно по-преж­нему завораживает, по-прежнему сохраня­ет какое-то мистическое значение. Неслучайно зеркало занимает особое

место в ритуалах и суевериях очень многих народов. В самых разных культурах принято считать, что в зеркале душа человека.

В Иране жених и невеста во время свадебной цере­монии обязательно смотрятся одновременно в зеркало — теперь их души будут идти по жизни вместе.

Разбить зеркало, разрушить, убить душу -накликать беду. Если в доме кто-то умер, следует закрыть зеркала тряпка­ми - существует поверье, что душа ушедшего живет в доме некоторое время, до похорон, и если в зеркале отразится живой человек, то покой­ник унесет за собой душу живого.

С зеркалом связывали и потусторонние силы. В средние века в пригово­ре, вынесенном отцами инквизиции одной ведьме, перечислялись маги­ческие приспособления, с помощью которых она творила свои колдовские безобразия. Среди них оказалось и зеркальце. Кстати, известно, что зна­менитый граф Калиостро использовал в своих спиритических сеансах зеркала. На металлических зер­кальцах Джузеппе Бальзамо — так звали на самом деле сына мусорщи­ка из Палермо, плута и авантюрис­та, прославившегося под именем графа Калиостро — была нанесена . тонкая гравировка. Когда Калиостро ставил их под определенным углом друг к другу и освещал соответствующим образом, в помещении, где про­исходили его «таинства», возникали необычные картины и появлялись странные силуэты. Так Калиостро, этот умный, хитрый, но и образованный мошенник, вызывал «тени умерших». И надо сказать, его опыты имели большой успех во всей Европе.

В современном мире зеркала находять себе массу применений. Их используют в телескопах, фотоаппаратах, перископах и других сложных оптических схемах, с помощью зеркал собирают солнечную энергию и таким образом готовят пищу, греют воду, варят металл, повышают урожайность сельскохо­зяйственных культур, устраивают сеансы «солнечного массажа»… Именно с помощью зеркал Альберт Майкельсои измерил скорость света. Трудно пе­речислить все области применения черкал, а ведь поначалу они казались предметом весьма легкомысленным.


 

Связанные записи:

Leave a Reply





Карта
rss
Карта